Найти в Дзене
Граф Оманский

Бассейн с деньгами и красноглазый Демон

Между небом и землей, между двух империй: зависнуть в Кисловодске. Часть 5.

Павильон у Зеркального пруда с витражами и гаргульями на столбах
Павильон у Зеркального пруда с витражами и гаргульями на столбах

Колоннада, у которой мы закончили предыдущую часть нашего виртуального путешествия, - это не просто главный вход в Кисловодский национальный парк. Это портал в другое временное и ментальное измерение, что в Кисловодске происходит сплошь и рядом. Нижний парк еще называют Старым парком. И это название ему как нельзя к лицу. Нижняя часть парка пропитана атмосферой былых времен, наполнена дыханием, отголосками, образами, призраками прошлого. Это самая маленькая, равнинная и урбанизированная часть безбрежного Кисловодска парка. По сути, это роскошный городской сад в стиле XIX века. Собственно, до середины XIX столетия он так и назывался - Публичный сад. Но даже на таком относительно небольшом пространстве он разворачивает, словно японский веер, перед взором восхищенного визитера экспозицию настоящих чудес – природных и рукотворных.

Лермонтовская площадка. В гроте под лестницей сидит Демон
Лермонтовская площадка. В гроте под лестницей сидит Демон

Здесь были Лермонтов и Печорин

Спустившись по ступенькам Колоннады, мы попадаем в красочное во всех смыслах слова пространство. Это еще один кисловодский Арбат – наряду с Курортным бульваром. Бок о бок с расписными клумбами, увенчанными султанами пальм, раскинулся вернисаж: этот кусочек Нижнего парка уже давно облюбовали торговцы картинами. Чуть левее, ближе к главному входу к Нарзанной галереи, гремят игральными костями и стучат фишками гроссмейстеры нард. Да, это Кавказ, здесь во дворах и парках играют в нарды, а не в домино.

А прямо напротив Колоннады магнетизирует вас красным взглядом претенциозный архитектурный ансамбль под названием «Лермонтовская площадка». Прежде здесь находилась Ресторация, построенная по проекту братьев Бернардацци в 1823 году. Михаил Юрьевич Лермонтов, гостивший по соседству в доме Реброва во время своих визитов в Кисловодск, бывал в Ресторации. И так же, как в случае с домом Реброва, описал это заведение в «Княжне Мери». «В ресторации, построенной на холме, в нескольких шагах от моей квартиры, начинают мелькать вечером огни сквозь двойной ряд тополей; шум и звон стаканов раздаётся до поздней ночи», - читаем мы в дневнике Печорина. По сюжету романа, из Ресторации Печорин уходит на свидание с графиней Верой, здесь же позже происходит его окончательная ссора с Грушницким, закончившаяся дуэлью и гибелью Грушницкого.

Помимо собственно ресторанно-буфетной зоны заведение включало в себя также номера для приезжих и бальную залу. То есть, выражаясь современным языком, это был гостинично-развлекательный комплекс. Несколько лет спустя после возведения Ресторации братья Бернардацци, получив одобрение генерала Ермолова, достроили ведущую к зданию каменную лестницу и портик, а у подножия лестницы соорудили грот для хранения местных редкостей типа окаменевших отпечатков древних растений и насекомых. Впоследствии в гроте размещались кофейня, цветочный магазин и даже фотосалон.

Деревянное здание Ресторации, в котором Советская власть устроила диетстоловую, простояло в общей сложности более века, но сгорело в военном 1944 году. После войны на этом месте и появилась Лермонтовская площадка: две лестницы ведут к площадке с балюстрадой, над которой, словно скала, нависает стена из песчаника с бюстом Лермонтова в нише. Под нишей застыли в бронзе пальмовая ветвь, напоминающая пишущее перо образца XIX века, и начальная строфа из лермонтовского «Кавказа»:

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

Человек написал это в 16 лет. Многие ли наши современники в 16 лет способны хотя бы связно излагать свои мысли, не говоря уже о том, чтобы писать такие гениальные строки?.. Впрочем, извините за брюзжание, я отвлекся от темы.

Бюст Михаила Юрьевича в стене на Лермонтовской площадке. Котам (справа) сюда тоже можно
Бюст Михаила Юрьевича в стене на Лермонтовской площадке. Котам (справа) сюда тоже можно
Скульптура Демона в гроте. Красные глаза, а за спиной, видимо, - адские всполохи
Скульптура Демона в гроте. Красные глаза, а за спиной, видимо, - адские всполохи

Между двумя демонами

Справа от лестницы, ведущей к бюсту поэта, на вершине травертиновой горки обосновалась парочка, представляющая собой главный символ Кавминвод – орел, терзающий змею. Это работа скульптора Людвига Шодкого – того самого, который принимал участие в оформлении здания Главных нарзанных ванн.

Уже в постсоветское время над лестницей в память о былом облике Ресторации воссоздали декоративный прозрачный портик из сдвоенных колонн с треугольным фронтоном. А что касается грота, то в 1970-х годах Советская власть посадила туда Демона и закрыла вход решеткой. Имеется в виду скульптура Демона – героя одноименной поэмы Лермонтова. Недвижный крылатый Демон сидит в пещере-камере среди камней, положив на колени костлявую руку и подбородок. Он не задумчив – он морально опустошен. Ведь это Демон из финала поэмы, о чем напоминают выбитые на табличке строки:

…И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

В советское время глаза Демона подсвечивались зеленым светом. Но постсоветские власти решили, что это недостаточно инфернально, и заменили зеленый свет на красный. В вечернее время красным, в том числе, светом иллюминируется и весь грот. В общем, добро пожаловать в ад, дорогие туристы.

Кисловодск, как и в целом Кавминводы, занимают особое место в биографии Михаила Юрьевича, и попытки увековечить персонажей великой поэмы предпринимались здесь и раньше. Но именно работе местного скульптора Гургена Курегяна суждено было стать одной из популярных достопримечательностей города. И, естественно, - вызвать жаркие дискуссии. Не в советское безбожное время, а в наши дни. Потому что поэзия поэзией, но вообще-то это один из немногих, а, может, и единственный в мире, кто знает, публичный памятник дьяволу. Причем, установленный не где-нибудь, а на склоне Крестовой горы, названной так в честь воздвигнутого на вершине христианского креста. Так или иначе, но Демон пока продолжает сидеть за решеткой под лестницей.

Ну а сам уголок Нижнего парка между Лермонтовской площадкой и Колоннадой антикоммунистически, видимо, настроенные острословы прозвали так: между двумя демонами. Имеются в виду лермонтовский Демон и Ленин, глядящий на Колоннаду с площади.

Цветочные часы с календарем в Нижнем парке. Хотя цветы цветут не круглый год, часы работают бесперебойно. И дату в календаре меняют каждый день
Цветочные часы с календарем в Нижнем парке. Хотя цветы цветут не круглый год, часы работают бесперебойно. И дату в календаре меняют каждый день

Речка маленькая, а променад шикарный

Впрочем, оставим зловещие темы и отправимся на променад по Нижнему парку, который начинается от Лермонтовской площадки. Дерзну утверждать, что это один из лучших в России парковых променадов. Во-первых, глаз услаждают сказочно красивая природа и живописные достопримечательности, которые можно увидеть только здесь. Во-вторых, в Нижнем парке можно гулять и дышать свободно, не шарахаясь от мчащихся с глазами навыкат людей на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и скейтбордах (для этих занятий здесь неподходящий ландшафт). Здесь не носятся стаи собак, оглашая окрестности приветственным или задиристым лаем. Здесь не жарят шашлыки на полянках. Здесь царит ее величество Прогулка. Неспешная, размеренная, приятная. Так века назад здесь гуляли члены Водяного общества, аристократы и курортные пижоны. Так гуляют здесь и сейчас.

Пересечь Нижний парк можно по главной аллее мимо гигантских цветочных часов с календарем и памятника Пушкину. (Кстати, в районе цветочных часов находилась эстрада, где в 1927 году выступал Маяковский). Можно двигаться и параллельным курсом – по мощеной плиткой набережной реки Ольховки. Это главная курортная набережная Кисловодска. Течет река. Течет людской поток. Вездесущие торговцы и здесь раскинули свои трикотажно-шерстяные силки. Тему курортных романов поддерживает и развивает слащавый до судорог лирический шансон: «Снег над аллеей кружит, Снег нашей милой России, И на свиданье спешит Бравый полковник Василий». (Диски с записями этого задушевного творчества продают тут же, на набережной). Специфика современных российских курортов. Мелкие штрихи в прекрасной картине, написанной природой и людьми.

Вскоре меж деревьев засияет золотом маленький купол с крестом. Это Николаевский источник – открытая Надкладезная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», возведенная в 2004 году над родником, который питается поверхностными водами. В каменной стене у источника установлен образ святого Николая Чудотворца – отсюда и название объекта. На Крещение сюда следует крестный ход из расположенного поблизости Свято-Никольского собора. Ну а в обычные дни любой желающий может набрать здесь чистую, ледяную воду.

В дореволюционные времена левее этого места находился Кегельбан, а в советский период - известный и любимый горожанами деревянный шахматный павильон, где, надо думать, игрались и великие партии. Сейчас на этом месте сооружен помпезный гостиничный комплекс с рестораном и спорт-баром. Но дань памяти шахматному павильону новые хозяева все же отдали: в дизайне здания присутствуют шахматные мотивы. Да и сам комплекс называется «Шахматный Домик». Как в той песне: "Но что мне от любви осталось ныне? Только имя..."

Набережная реки Ольховки с променадом осенью
Набережная реки Ольховки с променадом осенью
А это она же зимой. На переднем плане юные умельцы демонстрируют чудеса каменной балансировки - прямо в русле реки возводят конструкции из балансирующих камней
А это она же зимой. На переднем плане юные умельцы демонстрируют чудеса каменной балансировки - прямо в русле реки возводят конструкции из балансирующих камней

Деньги, гаргульи и водопад

За Николаевским источником мягко поблескивает каскадная россыпь маленьких искусственных прудов с прелестными скульптурками в бассейнах и на газонах: мальчик ловит рыбу, дети переходят через реку, девушка с кувшином, медведица с медвежатами. Деревья незаметно расступаются, и взору открывается просторная площадка с главными достопримечательностями Нижнего парка. Прежде всего, это Зеркальный пруд с павильоном «Стеклянная струя». Пруд представляет собой бассейн, вырубленный в толще известняка в конце XIX века на месте бывших купален. Он наполняется водой из Семиградусного родника: название связано с постоянной температурой воды – плюс 7 градусов по Реомюру (около плюс 9 градусов по Цельсию).

Зеркальный пруд – это кисловодский аналог римского фонтана Треви: туристы массово бросают сюда монетки, чтобы вернуться в Кисловодск вновь. Наверное, от обилия монет, брошенных миллионами рук за время существования курорта, вода в пруду уже вышла бы из берегов, если бы не местная детвора. Свой нехитрый промысел мальчишки ведут здесь с незапамятных времен: вооружившись длинным удилищем с острым металлическим скребком на конце, они ловко собирают монеты со дна. Иногда все происходит синхронно: туристы бросают, мальчишки собирают. Юных ловцов мелочи никто не гоняет. Во-первых, дети, а, во-вторых, помогают чистить пруд.

В нижней части пруда расположен открытый павильон со стрельчатыми проемами, витражами в виде цветов и фантастическими зверьками, оседлавшими четыре столба. Зверьки маленькие, но свирепые, с открытой пастью - а-ля гаргульи из Нотр-Дам-де-Пари. Эти существа тут не только для декора: как и в случае с аналогичной живностью готических соборов, основное предназначение кисловодских гаргулий – сток дождевой воды.

Павильон выполнен в неоготическом стиле, перекликаясь с архитектурой Нарзанной галереи. Под днищем павильона сквозь узкую щель стекает вода из Зеркального пруда, образуя оригинальный мини-водопад. Прозрачный, широкий и тонкий, как лист стекла, поток ниспадает в каменное ложе. Вот потому и Стеклянная струя.

Зеркальный пруд
Зеркальный пруд
Водопад "Стеклянная струя"
Водопад "Стеклянная струя"
Мостик "Дамский каприз"
Мостик "Дамский каприз"

Меняют мостик как перчатки

На отрезке между Колоннадой и Зеркальным прудом через Ольховку перекинуты несколько мостов. В том числе, есть пара весьма элегантных. Но самый восхитительный мост ждет нас у самой южной границы Нижнего парка. Это мостик «Дамский каприз». Отдадим должное и его дизайну, и наименованию. Они подходят друг к другу, как идеальная пара. Мостик легкий, кокетливый, с кружевной решеткой. И, в общем-то, пустяковый, как дамские капризы. Но лучше все же даму не злить, и каприз исполнить. На первый взгляд, практической нужды в этом мосту нет никакой. Да, течение Ольховки в районе «Дамского каприза» приобретает особенно бурный характер, но каменные берега так сжимают горло реке, что под мостом она скукоживается до узкой полоски. Такое узкое русло можно перейти по камням, как, собственно, и поступали некогда первые отдыхающие. Хотя дамам с их тогдашними макси-платьями это было не слишком удобно.

Естественно, на тему появления моста сложена шаблонная легенда, в которой, конечно же, фигурируют влюбленные парень и девушка: он перенес ее через речку, пообещав построить тут мост (не улыбалось, стало быть, джигиту постоянно носить любимую на руках). Другая версия гласит, что мостик был возведен во исполнение желания какой-то знатной дамы, то ли жившей, то ли отдыхавшей в этих краях. Однако на самом деле все прозаичнее. Маленькие горные речки имеют обманчивую внешность. Под воздействием обильных дождей они способны превращаться в яростную водяную лавину, сметающую все на своем пути. Вспомним хотя бы относительно недавнее наводнение в Кисловодске в 2002 году. Вот и в Нижнем парке своенравная Ольховка с незапамятных времен, помимо прочего, размывала и разрушала собственный правый берег. Люди решили его укрепить. В результате, правый берег стал заметно выше левого. Строительство мостика в этой ситуации оказалось неизбежным. Он появился в конце XIX века. Изначально был сугубо деревянным. Впоследствии мостики, опять же под стать своему названию, менялись, как капризы у взбалмошной дамы. По причине ветхости и наводнений. Нынешний «Дамский каприз» - очередная реинкарнация мостика, который в 2010-х годах получил капитальный ремонт.

Площадка роз. Слева и справа от фонтана - "Русский хоровод" могучих елей
Площадка роз. Слева и справа от фонтана - "Русский хоровод" могучих елей

«Русский хоровод» колючих великанов

За мостиком на правом берегу нас поджидает маленький грот со скамьей -"Грот любви". Другое его название - "Уголок поцелуев". Хотя по факту это не столько место для отдыха и или поцелуев, сколько фотозона. В этом месте дорога расходится в разные стороны. Справа грандиозная лестница из 400 с гаком ступеней устремлена к вершине Сосновой горы. Слева менее трудозатратный подъем приведет нас к волшебному, словно из кино, уголку Нижнего парка под названием «Площадка роз».

Ее первое название, данное в 80-х годах XIX века, – Царская площадка. Объясняется это тем, что планировка этого паркового оазиса была характерна для монарших резиденций в Европе. После Октябрьской революции площадку переименовали в Красную, а затем, устроив здесь пышный розарий, - в Площадку роз. В теплое время года дивные клумбы своим видом и благоуханием напрочь уносят из головы тревожные мысли. Под сенью деревьев журчит фонтан. В советское время в центре его находилась гипсовая статуя девушки-спортсменки, потом – композиция из камней, как и было задумано изначально, при строительстве площадки, потом – чаша. На внешней аллее чудом сохранился старинный питьевой фонтан в итальянском стиле: мальчишки-проказники тянут за бороду бога Нептуна. На самом краю террасы, на обрыве над правым берегом Ольховки, словно выткалась из воздуха ажурная деревянная беседка, напоминающая сказочный терем. Она воссоздана по эскизам аналогичной беседки, существовавшей здесь в царское время, и носит томное название «Храм любви». Не подумайте чего-то двусмысленного: по сути, это двухэтажная смотровая площадка с винтовой лестницей.

Но главное, ради чего стоит прийти на Площадку роз, - это могучая компания чудо-великанов – неземной красоты и величия елей. В начале XX века саженцы европейской ели вокруг фонтана высадил Арнольд Регель, один из основоположников русского ландшафтного дизайна и сын директора Петербургского ботанического сада Эдуарда Регеля. Хотя ели были европейские, Арнольд Эдуардович назвал композицию «Русский хоровод». Впрочем, другое название этого дерева – ель обыкновенная: в средней полосе России она является аборигенным видом.

В общем, с тех пор хвойные махины - это крупнейший бриллиант Площадки роз. Или изумруд, если говорить о цвете. Возраст некоторых из нынешних экземпляров, как говорят, доходит до 100 лет. Может быть, сохранились и те, которые сажал лично Регель?..

Охватить ели взглядом от корней до макушки можно лишь, отойдя от них на приличное расстояние: высота таких дерев достигает 30, а иногда – и 50 метров. А обнять огромные стволы получится только, если взяться за руки, как в хороводе. Вот он, второй смысл названия композиции «Русский хоровод»?..

В следующей части моего цикла речь пойдет о сакральном месте Кисловодске, месте, священном для представителей двух мировых религий, а, может быть, и для атеистов.

Беседка "Храм любви" на Площадке роз
Беседка "Храм любви" на Площадке роз

Все фото взяты из открытых источников.