Интересное наблюдение можно сделать, если побывать на сельском техосмотре тракторов. Из всего количества различных тракторов, находящихся в личном пользовании треть составляют «сороковки». В основном трактора Т-40 восьмидесятых годов выпуска, успевшие поработать на совхозных полях и фермах.
Интересная история трактора Т-40 моего одноклассника. Окончив сельскую школу и получив с аттестатом права тракториста в 1979 году, не раздумывая устроились в совхоз. Придя на бригаду, мы конечно не рассчитывали, что нам доверят новые трактора. Но в совхоз поступило сразу семь новых «сороковок», две из них распределили на нашу бригаду. Обкатывать новые трактора, пришлось мне и другу. Как раз заканчивали сеять рожь, мы не перегревая двигатели, должны были прикатывать засеянные площади.
Хоть сцепы с чугунными катками были не большими, но по мягкой земле тянуть «сороковкой» катки, было тяжеловато. Двигатели тракторов быстро нагревались до предельной температуры, приходилось останавливаться и ждать, когда на холостом ходу температура снизится. Но все равно и я, и друг по разу пропустили моменты перегрева двигателя. Хотелось доехать до кромки поля и там дать передышку трактору, но не доехал. Внезапно трактор не «потянул», я даже не успел выжать сцепление, двигатель заглох.
Попытки крутнуть стартером, ни к чему не привели. Стало понятно, что двигатель заклинило. Конечно испугался, что по недосмотру сломал новый трактор. Но немного успокоившись, я решил подождать, когда трактор остынет и повторить попытку завести двигатель. К моему удивлению трактор легко завелся. После этого я стал более внимательно следить за прибором температуры. У друга ситуация получилась точно также как у меня. Увлекся, пропустил момент остановки, в результате заглох от перегрева.
Весной я ушел в армию, а друга «забраковала» медкомиссия, так он и продолжил работать на бригаде на этой «сороковке». После развала совхоза, он приобрел ее на имущественный пай. Хотя его трактору уже больше сорока лет, но техническое состояние и внешний вид трактора, как у нового.
Т-40 без преувеличения может считаться одним из лучших колесных тракторов, созданных в СССР для сельского хозяйства. Т-40 не только хорошо зарекомендовал себя на различных совхозных работах, но и стал незаменимым помощником в личном подсобном хозяйстве. Большую востребованность среди сельских жителей ему обеспечили, сделанные с большим запасом прочности узлы и детали трансмиссии.
Особенностью Т-40 является агрегатная совместимость с навесными и прицепными орудиями, как от легких тракторов Т-25, так и от МТЗ-80. Это качество позволяет выполнять любую работу по содержанию своего подворья. К недостаткам этого трактора можно отнести напряженный тепловой режим двигателя на пахоте.
Так же недогрев двигателя в зимнее время и плохой запуск на морозе. Но это все легко устранимо, летом нужно быть внимательнее к температурному режиму, а зимой теплый гараж и войлочный капот позволят использовать трактор без проблем. Вне всякого сомнения, тракторы Т-40 еще долго будут лидерами по популярности в селе.