Найти в Дзене
InfoCar.ua

Toyota Yaris Hybrid: титулованный мастер экономить

Оглавление

Гибридный Toyota Yaris без зазрений совести можно назвать непопулярным у нас автомобилем. В то же время этот хэтчбек является обладателем приза «Европейский автомобиль года». Почему же наш потребитель его не принял? Неужели этот Yaris – прекрасен, и он все же стоит того, чтобы стоять у вас под домом и дарить радость каждый день?

Toyota Yaris Hybrid вид спереди
Toyota Yaris Hybrid вид спереди

Но тест гибридного хэтча Toyota был бы неполным, если не попытаться сравнить его с чем-нибудь не менее гибридным. И если раньше при упоминании слова «гибрид» в голове всплывала исключительно Toyota, то сейчас ситуация изменилась. Теперь автомобили с электрическим довеском есть у корейцев, французов, немцев… Но все они для нас пока недоступны. Впрочем, есть гибриды из этого класса и у других японцев. Именно этот вариант – Honda Jazz Hybrid – для сравнения мы и выбрали.

Лень читать? Смотрите видео-тест Toyota Yaris Hybrid:

И хоть я тестировал гибридный Jazz раньше , в этом сравнении он сыграет для нас роль секунданта. Ведь малый класс (а это B-класс) – это особая тема для разговора: раньше в нем экономили на всем, начиная с настроек ходовой и заканчивая качеством отделочных материалов. Но последнее поколение Honda Jazz сигнализирует о том, что не все так плохо в мире маленьких автомобилей для больших (с ростом в 2 м, как у меня) людей.

Toyota Yaris Hybrid и Honda Jazz Hybrid
Toyota Yaris Hybrid и Honda Jazz Hybrid

Сегодня мы выясним, кто король экономичности в автомобильном мире, кто победитель в светофорной бойне двух миньонов, почему Toyota будет лучше продаваться и насколько европейские покупатели были правы. Важно помнить, что это в первую очередь тест Yaris, а не Jazz, поэтому больше внимания я буду уделять именно Toyota. C подробностями же теста Jazz Hybrid вы можете ознакомиться здесь.

Внешность

Это четвертое поколение модели Yaris , которая является самой продаваемой Toyota в Европе. За 2019 год таких автомобилей там продали целых 224 тысячи. И новое поколение, по утверждениям из пресс-релизов, разрабатывали с учетом пожеланий европейцев.

При этом хэтчбек стал даже меньше, чем был раньше: его укоротили на 5 мм по сравнению с предшественником (до 3940 мм). Но эти едва заметные изменения в длине с лихвой компенсируются пятью, но уже сантиметрами прироста в колесной базе (2560 мм). Получается, что база – по меркам автомобиля – действительно длинная, и колеса расположены по краям кузова.

Toyota Yaris Hybrid вид сзади
Toyota Yaris Hybrid вид сзади

При этом Yaris стал на 4 см ниже (1500 мм) и вырос в ширину на 5 см (1745 мм). И вот то, что хэтчбек стал шире, заметно очень хорошо, но еще это прямой намек на стабильность в управлении. Впрочем, как и уменьшившаяся высота. Но снижение высоты также указывает на возможный недостаток клиренса.

Мы померили, и у Toyota получилось полных 12 см. У Honda – те же 12 см, но с небольшим. При этом у Jazz подвеска заметно жестче. Она не жесткая в принципе, но на мелких и средних неровностях ведет себя плотнее, чем подвеска Yaris, да и вообще кажется, что Toyota на поперечных волнах больше поддается раскачке. Мы отдельно поговорим о поведении автомобилей на дороге ниже, а этот пример я привел для того, чтобы выразить свои опасения. Кажется, что если назад усадить двух человек средней комплекции, с клиренсом (по чьим-то меркам) может случиться беда.

Toyota Yaris Hybrid клиренс
Toyota Yaris Hybrid клиренс

И у Yaris, и у Jazz после загрузки дорожный просвет оказался на уровне 10 см – паритетно маловато. Впрочем, не могу сказать, что во время теста я страдал от недостатка клиренса – в городе его достаточно. А вот для трассовых круизов по любой области нашей страны дорожный просвет может стать определенным ограничением: оба хэтча – городские бойцы.

Да и, по правде говоря, даже несмотря на относительно короткие свесы Yaris, передний бампер лучше беречь – выступает он все же заметно. А еще особенностью этого же бампера является фактура черной вставки на нем. Похоже, японцам очень хотелось сделать материал стилизованным под углепластик. На что европейские маркетологи, пожалуй, ответили, что спешить не нужно, и лучше обойтись чем-то более скромным. В итоге получилось интересно: «недокарбон», но выглядит хорошо.

Toyota Yaris Hybrid фары и бампер
Toyota Yaris Hybrid фары и бампер

Jazz на фоне Yaris смотрится, как православный священник на Марди Гра: скромно, тихо и с большой долей непонимания. Так что пусть истоки у автомобилей одни, да и смысл схож, но разница восприятия между ними огромная. От себя в плане внешности предпочтение я отдам Toyota: этот хэтч яркий, бодрый и дерзкий. Мне кажется, таким и должен быть автомобиль, призванный разгонять тоску городского трафика.

С другой стороны, в скромном обаянии Honda также что-то есть. Просто это «что-то» нужно найти.

Вместимость салона

Например, несмотря на то, что на тесте у нас самая дорогая комплектация Yaris (на момент написания теста – InfoCar.ua), у него нет парковочных датчиков ни спереди, ни сзади. У Jazz они есть. Так что Toyota может предложить только камеру заднего вида, которая выдает не очень качественное изображение в темное время суток (впрочем, как и камера Honda).

Toyota Yaris Hybrid багажник
Toyota Yaris Hybrid багажник

А еще у Yaris – формально – меньше багажник. Его объем – 286 л, что очень скромно, но и у Jazz отсек насчитывает всего 300 л. С другой стороны, у Jazz под полом нет запасного колеса, а у Yaris оно в наличии.

Зато Honda умеет трансформировать салон таким образом, что спинки укладываются в ровный пол (фирменная система Magic Seats), который по уровню гораздо ниже, чем в Toyota. А вот Yaris предлагает весьма умеренную трансформацию, хотя спинки заднего ряда хэтча также можно сложить. Сидения здесь не умеют уходить вниз при складывании заднего ряда, да и в общем полезная высота и ширина багажного проема у Toyota меньше.

Toyota Yaris Hybrid запаска
Toyota Yaris Hybrid запаска

А еще сиденья заднего ряда Jazz (благодаря все той же системе Magic Seats) можно полностью поднимать, освобождая место для транспортировки габаритных предметов позади. В Yaris так сделать нельзя, ведь под сидениями сзади там спрятана батарея. Кроме того, спинки здесь расположены более вертикально, а двери открываются на меньший угол – достаточный для нормальной посадки, но недостаточный для удобного пользования детским креслом. Да и вообще в Toyota меньше полезного пространства позади: при отрегулированном под водителя с ростом 1.76 м переднем кресле расстояние между ним и спинкой заднего ряда составляет 65 см (высота от потолка до подушки – 92 см). Тогда как у Honda это расстояние равно 74 см (высота равна тем же 92 см).

Toyota Yaris Hybrid второй ряд сидений
Toyota Yaris Hybrid второй ряд сидений

Так что предварительно можно говорить о том, что Toyota Yaris – это про стиль и красоту, а Honda Jazz – это больше про прагматизм и удобство. Впрочем, на эти промежуточные выводы может повлиять оценка места водителя.

Дизайн салона

Японцы позволили полностью перерисовать салон нового Yaris. Стоит признать, что стало заметно интереснее и веселее. Здесь отдельно стоящий (хотя лучше сказать – торчащий) дисплей мультимедиа-системы. Здесь черный потолок. Здесь совершенно иная архитектура передней панели.

Toyota Yaris Hybrid салон
Toyota Yaris Hybrid салон

И здесь очень недурственная эргономика. Чего я никак не мог ожидать, так это того, что могу усесться здесь вполне неплохо (при моем-то росте в 2 м). Место водителя обеспечено достаточным пространством и достаточным количеством настроек: руль регулируется в двух плоскостях, у сидений есть механический лифт. И в целом я бы даже мог сказать, что это полноценный для меня автомобиль, если бы не полное отсутствие места сзади. Ведь B-класс – это не для двухметровых персонажей. А вот людям среднего роста здесь будет в самый раз.

Да и глаз будет радоваться, ведь нарисовали Yaris хорошо и приятно. У него отлично реализованная приборная панель, которая, хоть и выглядит необычно, вполне удобна в пользовании – два электронных колодца со скоростью и информацией о движении. Данные в них сгруппированы довольно удобно. Чего не скажешь о бортовом компьютере – со смешной по меркам 2021 года анимацией и слишком уж мелкими шрифтами. Почему тогда вообще не монохромный?

У Jazz приборная панель, наоборот, проще и лаконичнее, но при этом и в технологическом плане не отправляет вас в прошлое на несколько поколений. К тому же умеет она точно не меньше.

Toyota Yaris Hybrid приборная панель
Toyota Yaris Hybrid приборная панель

Хотелось бы сказать: «Но есть у Yaris второй дисплей – мультимедийной системы, и с ней-то все в порядке». Но это будет лукавством, потому что здесь Toyota – в своих «лучших» традициях. Еще на заре, когда мультимедийная система Touch 2 появилась, ее критиковали за грубость и серость. Сейчас же, особенно на фоне общего яркого и интересного дизайна у конкурентов, ее интерфейс выглядит не совсем уместным.

По-моему, здесь явно должно быть что-нибудь другое. Впрочем, это вкусовщина, и я вполне могу понять, если эта мультимедийная система кому-то нравится. Да и работает она понятно и без задержек, а еще у нее есть hard-кнопки, что в моем понимании является преимуществом. В конце концов, здесь есть поддержка Apple CarPlay и Android Auto. И это очень своевременно. В остальном – ровно так же, как и у других братьев по бренду.

Toyota Yaris Hybrid экран мультимедийной системы
Toyota Yaris Hybrid экран мультимедийной системы

Мультимедийная система у Honda выглядит куда более современно, и это просто нужно воспринимать как факт. Здесь также есть Apple CarPlay и Android Auto, но CarPlay при этом может быть еще и беспроводным. Вполне возможно (но только возможно), что такая функция после обновления появиться и для Android-смартфонов.

Но при этом в Honda нет беспроводной зарядки, хотя в Toyota она есть. Зато Jazz располагает двумя USB-портами, тогда как Yaris – одним. То есть при выборе между ними ориентироваться нужно на потребности конкретного пользователя. А вот о чем можно утверждать наверняка, так это о большем количестве пространства и лучшей обзорности именно в Jazz: здесь большая зона остекления, и в салоне есть ощущение легкости.

В плане материалов Jazz, казалось бы, немного, но обыгрывает Yaris. Например, собран он получше: к Toyota есть вопросы к качеству сборки, да и там, где у Yaris пластик жесткий (те же подлокотники на картах дверей), у Jazz он мягкий. Так почему же тогда «казалось бы»? Потому что у Honda руль пластиковый, а у Toyota обшит кожей.

Toyota Yaris Hybrid сиденья
Toyota Yaris Hybrid сиденья

Словом, все неоднозначно. Не прибавляют ясности и комплектации. У Toyota, например, есть проекция на лобовое стекло (и уже упомянутая беспроводная зарядка), но нет ни бесключевого доступа, ни даже кнопки пуска двигателя. Странная конфигурация… Так что пора говорить о цене на автомобили.

Цены

Гибридный Toyota Yaris стартует с отметки в 22 200 долларов (на момент написания теста – InfoCar.ua) за пустую комплектацию. Вообще же этих комплектаций существует пять. Красивый, как у нас, с черной крышей и 15-дюймовыми легкосплавными дисками хэтчбек обойдется минимум в 25 200 долларов. А еще и оснащенный так же, как тестовый, стоит 26 100 долларов. Многовато по меркам В-класса, но очень неплохо, если учитывать гибридную силовую установку.

Особенно на фоне Honda, потому что у Jazz базовой комплектации нет вообще. Для него доступны лишь два уровня оснащения. Elegance – такой, как у нас на тесте – стоит 27 800 долларов, то есть на 1700 долларов дороже Toyota. А вот еще более дорогая версия Executive обойдется уже в 29 700 долларов. И это вообще много.

Toyota Yaris Hybrid задние фонари
Toyota Yaris Hybrid задние фонари

Но тут стоит быть внимательным. Ведь получается, что даже Elegance у Honda оснащен лучше, чем самый дорогой Yaris. Там есть уже упомянутые парковочные датчики, адаптивный круиз-контроль (у Yaris его вообще нет), система удержания в полосе и тот же беспроводной CarPlay… А в версии Executive появится еще и кожаный руль и дополнительные системы безопасности вроде предотвращения столкновений задним ходом и мониторинга слепых зон. Ничего такого Yaris для нашего рынка не предлагает, а если и предлагал бы, то и ценник был бы соответствующим.

Драйв

Хэтчбек Yaris построен на платформе GA-B. Это, по сути, та же небезызвестная «тележка» TNGA, вот только для разных классов автомобилей японцы сделали модификации TNGA в виде GA-B, GA-C, GA-K, GA-N и GA-L (по возрастанию). И благодаря этому наш Yaris едет очень схоже с тем, как едет новая Corolla. Стоит напомнить, что у Corolla сзади установлена независимая подвеска, которая дарит очень недурственный комфорт. В отличие от той же Octavia cо скручивающейся балкой позади.

Действительно, общие черты в поведении Yaris и Corolla чувствуются, пускай и у хэтчбека позади установлена балка. На приличного качества дороге Yaris подобен этакому диванчику – уж очень аккуратно он отрабатывает на городских скоростях мелкие неровности. Мягко, тихо, без содроганий.

Toyota Yaris Hybrid поведения на дороге
Toyota Yaris Hybrid поведения на дороге

При этом и управляется Yaris, как я считаю, хорошо для своего класса. Руль легкий и, сравнительно с немцами, размазанный. Тем не менее он понятный, и благодаря ему очень легко ввинчивать хэтчбек в затяжные повороты. Да и, кажется, практически безопасно.

Кажется – потому что задняя подвеска, учитывая свою мягкость, сдается в виражах рановато, в особенности – на неровностях. И как только вы ловите в повороте яму или стык посерьезней, сразу получаете снос задней оси с траектории.

Кроме того, на трассовых скоростях приходит понимание, что настройки руля не очень хорошо сочетаются с настройками задней подвески – при маневрировании на высокой скорости появляются хлыстоподобные виляния. Honda в этом плане лучше, но лишь немного.

Подвеска Honda Jazz чуть более цепкая. Но в целом оба автомобиля для активного драйва не подходят. Не могу сравнивать Yaris c Ford Fiesta или Volkswagen Polo – ездил на них достаточно давно, но относительно свежие воспоминания подсказывают мне, что в Ford Puma – также с балкой позади – с поведением на дороге гораздо лучше. А вот Jazz находится где-то между ними.

Более-менее крупные неровности сопровождаются у Yaris заметным грохотом сзади. Время от времени доходит до пробоя, и невольно возникает понимание, что нужно ехать потише – на всеядность подвеска этой Toyota не претендует.

Toyota Yaris Hybrid в городе
Toyota Yaris Hybrid в городе

Еще мне сразу недостаточными показались здесь тормоза. Казалось бы, и вес у Yaris небольшой, да и линейность замедления какая-никакая присутствует... Может быть, все дело в резине? Да, я понимаю, что зимняя. Но что-то явно было не так.

Поэтому мы отдельно проверили и тормозной путь. Первый замер показал результат в 46 м при торможении со 100 км/ч (напомню, нормой считается 40 м). И тогда я подумал, что это много. Но следующий был уже 48.5 м – ни в какие ворота!.. Для сравнения, Jazz – пускай и летом с соответствующей резиной – остановился со 100 км/ч за 38 м.

Различия силовых установок

Оба автомобиля комплектуются 1.5-литровыми атмосферными бензиновыми моторами . Но у Yaris он трехцилиндровый, а в моторе Jazz цилиндров четыре.

И это очень хорошо чувствуется. При том, что у обоих хэтчбеков шумоизоляция посредственная, и это особенно заметно на трассовых скоростях, запуск и работу мотора Honda на малых оборотах услышать сложно. Шум от двигателя начинает прорываться в салон Jazz на 2500–3000 об/мин. А вот в Toyota каждый разгон сопровождается настоящим рокотом. Впрочем, возможно, кому-то такой аккомпанемент придется по душе: создается иллюзия «спортивного» выхлопа.

Сами гибридные системы у автомобилей принципиально разные. У Toyota это все та же, ставшая уже классической, схема, где ДВС и электромотор работают в паре через трансмиссию е-CVT. А у Honda ДВС служит генератором для электромотора, то есть принцип таков, что вы едете на электромобиле с источником питания в виде ДВС. Более подробно об этой системе вы можете узнать из моего теста Honda Jazz Hybrid.

Toyota Yaris Hybrid гибридная установка
Toyota Yaris Hybrid гибридная установка

Но несмотря на принципиальную разницу в схемах реализации гибридных систем, обе они очень послушны и очень отзывчивы. И я не могу отдать какой-либо из них личное предпочтение. Каждый из этих японских брендов собаку съел на гибридных автомобилях. Да, на дороге мы с вами больше видим именно Toyota, но причина тому – большая популярность новых автомобилей этого бренда у нас в стране. Хотя не отнимешь и того, что автомобили эти надежные: есть прецеденты (хотя это уже, как по мне, крайность), когда на Prius устанавливают газобаллонное оборудование.

Отметить также стоит разницу в управлении гибридной системой. В Honda вы не можете влиять на работу гибридной системы никак – все манипуляции осуществляются лишь педалью акселератора. В Toyota же есть специальная кнопка EV Mode, которая активирует движение исключительно на электротяге (к примеру, для того, чтобы бесшумно заехать в свой двор). Такая возможность является преимуществом, вот только включается этот режим не всегда. Да и просто педалью добиться того же эффекта – не проблема.

Расход топлива

Для определения экономичности гибридных систем мы провели так называемое эконом-ралли, по аналогии со сравнением Honda CR-V Hybrid и Toyota RAV4 Hybrid . Тогда, напомню, кроссовер Honda оказался хоть и немного, но более экономичным.

Принцип нашего замера прост. Мы выбрали маршрут, пролегающий как в городе, так и по трассе, и двигались на тестируемых автомобилях с одинаковой скоростью. Часть маршрута первым ехал Yaris, часть – Jazz. Оба автомобиля передвигались в режиме Eco, также был включен кондиционер – 18 градусов.

Toyota Yaris Hybrid расход топлива в городе
Toyota Yaris Hybrid расход топлива в городе

Первые 10 км пути пришлись по городу, причем на пути не было пробок. Средний расход у Yaris составил 2.9 л/100 км, средний расход у Jazz – 3 л/100 км. На отметке в 21.3 км – все так же по городу, все так же без существенных пробок – Yaris демонстрировал 3.1 л/100 км, Jazz – 3.5 л/100 км.

А поскольку хорошо известно, что гибриды более эффективны в городе, чем на трассе, дальше мы выехали на магистраль Киев–Борисполь и двигались со скоростью 110 км/ч. Проехав ею туда и обратно (30.3 км), мы получили расход Yaris по трассе в 4.3 л, тогда как у Jazz бортовой компьютер показал 5 л ровно.

Получается, что Honda Jazz в городской среде почти такая же экономичная, как и Toyota Yaris: разницу в 0.3–0.4 л/100 км ощутить действительно трудно. А вот на трассе разница в расходе равна 0.7 л/100 км, и этот показатель уже поддается оценке. На скорости 130 км/ч разница – предположительно – составит около 1 л/100, что равно 20 % расхода топлива.

Toyota Yaris Hybrid расход топлива по трассе
Toyota Yaris Hybrid расход топлива по трассе

Да, пускай в абсолютных величинах экономия составит уж слишком малую сумму, чтобы делать ее аргументом в споре, формально гибридный Toyota Yaris является более скромным в расходе топлива, и потому в этой дисциплине получает победу.

Динамика

А как насчет соревнования в четверть мили? На импровизированном драг-стрипе победу одержал хэтчбек Jazz, несмотря на больший вес. Он вырвался вперед уже на первых десятках метров «гонки». Его электрические 253 Нм крутящего момента являются более эффективными, чем сумма в 141 Нм от электромотора и 120 Нм от ДВС у Yaris (часть которых к тому же остается нереализованной из-за трансмиссии е-CVT).

Toyota Yaris Hybrid двигатель
Toyota Yaris Hybrid двигатель

А что касается реальных показателей, Toyota во время наших замеров разгона до 100 км/ч несколько раз демонстрировала результат в 10.4 с. Что, в общем-то, вполне неплохо. У Honda этот результат равен 9.6 с.

Вывод

Однозначного победителя в этом тесте определить нельзя. Оба гибрида очень экономичны, оба обладают очень высоким уровнем надежности, что ни для кого не секрет.

А еще оба этих гибридных автомобиля у нас будут покупать мало: не привыкли люди платить столько денег за маленькие хэтчбеки. И, боюсь, привыкнут нескоро. Но даже в этих муравьиных объемах продаж Toyota, конечно же, будет лидером. И это я говорю как человек, который отдал бы предпочтение именно Honda – более практичной и на голову более современной в своей электронной начинке. А беспроводную зарядку установить можно и самому.

Ведь Toyota намного более привлекательна. И если еще два поколения назад на эту мелочь без слез смотреть было сложно, а прошлое поколение, которое не вызывало никаких эмоций, легко можно было не заметить в ряду бюджетных автомобилей такси, четвертая генерация изменила правила игры. А если добавить к этому отличную экономичную гибридную систему, если добавить к этому неплохую эргономику, во многом стильный салон, приятную в городе подвеску, то... выбор европейцев становится понятным. Осталось смириться с ценой. Впрочем, давайте порассуждаем, что за 26 тыс. долларов предлагают конкуренты.

Toyota Yaris Hybrid колеса
Toyota Yaris Hybrid колеса

Ford Fiesta – это не совсем та же история, к тому же сейчас она продается исключительно с механической КПП (на момент написания теста – InfoCar.ua). Ford Puma дороже, хотя едет, конечно, действительно неплохо. Впрочем, правильнее Puma сравнивать с Toyota C-HR.

Opel Corsa внешне очень привлекателен, хотя и салон у этого хэтчбека проще, чем у Toyota. Зато даже в самой дорогой комплектации он стоит чуть больше 23 тыс. долларов, и разницу в цене можно использовать в качестве запаса топлива на несколько лет.

Volkswagen Polo на нашем рынке сейчас нет, а сравнивать с Yaris кроссовер T-Cross – не самое обоснованное решение. Хотя, если уж на то пошло, Volkswagen скучный. Как и многие остальные, которых я перечислять не готов.

Скоро к нам приедет Peugeot 208 – самый интересный с точки зрения дизайна автомобиль среди перечисленных: клыкастая агрессия, стильный салон, трехмерный кластер приборной панели…

Впрочем, все перечисленные автомобили имеют одну общую черту – они не являются гибридами. Вот так и выходит, что даже если не учитывать гибридность Yaris, он своим ярким видом и неплохим набором потребительских качеств может с легкостью соревноваться с каждым из названных (и неназванных) конкурентов. А если учесть экономичность и ликвидность, то и подавно.