Здравствуй, мой уважаемый читатель!
Я не буду задаваться вопросом почему ты решил прочитать мою статью, кто-то просто из любопытства, кто-то случайно наткнулся, а у кого-то есть реальная потребность найти ответы на возникшие вопросы. Тем не менее ты здесь и я тебе очень рада.
С этой статьи я буду рассказывать об очень увлекательной теме финансов. Кто-то скажет: скучно и не интересно, но я постараюсь доказать тебе, что это совершенно не так и надеюсь, что в конце концов ты со мной согласишься. Но, поскольку, эта статья является вводной для дальнейшего, более детального ознакомления со сферой финансов, я хочу сейчас рассказать о своем пути развития в этой сфере, как я стала финансистом и о курьезных случая, с которыми я сталкивалась.
Все началось с того, что когда после окончания школы, встал вопрос о моем дальнейшем обучении, мои родители настояли на том, чтобы я поступала в Московский институт народного хозяйства имени Плеханова, куда я и пришла на вечернее отделение. После окончания я не стала искать работу по специальности, а осталась работать в институте. Ставка методиста меня вполне устраивала, да и сама работа мне нравилась. Так я и проработала в институте, пока не ушла в декретный отпуск.
Когда мой дочери исполнилось три года, встал вопрос о моем возвращении на работу, но не тут-то было. Ребенок у меня оказался весьма болезненным, не мог подолгу находиться в детском саду, бабушки отказались прийти мне на помощь и в конечном счете мне пришлось уволиться.
Через шесть лет, когда остро встала проблема заработка, меня уже никто на работу брать не хотел. Что делать, пришлось переучиваться. Я прошла курсы переквалификации в том же институте, который закончила и получила модную профессию бухгалтер-аудитор. Устроившись на работу в детский сад, куда ходила моя дочь на должность бухгалтера, я погрузилась в цифры накладных, отчетов, налоговых деклараций и прочей бумажной работы, в которой ничего не понимала. Работа мне категорически не нравилась, отчеты, которые надо было заполнять вручную, меня безумно раздражали , но именно с этой, нелюбимой, как мне тогда казалось работы и началось мое постепенное погружение в мир финансов. Компьютеры в то время только-только стали появляться, были громоздкими, на половину рабочего стола и работать на ни х было крайне неудобно.
У нас в бухгалтерии было три сотрудника, не считая меня, и на всех только один такой компьютер, который стоял на столе главного бухгалтер а, на нем мы по очереди и работали. Программа 1 С тогда только появилась, была сырой и по ряду причин не подходила к нашей сфере деятельности, поэтому мы работали в программе Парус. Эта программа сейчас устарела, мало кто из бухгалтеров ее использует в наше время, она достаточно громоздкая, но после заполнения всех форм отчетности на коленке, нам она казалась верхом совершенства. На ней мы изучали план счетов, бухгалтерские проводки, приходы и расходы — все это было для нас ново и тем не менее достаточно интересно. И все-таки я ушла: мне хотелось чего-то нового, хотелось как-то двигаться вперед, приобретать новые знания, я стала искать новую работу.
Я создала свое резюме и стала его размещать на разных платформах, но работа не находилась. После долгих поисков, совсем отчаявшись, я обратилась к своим хорошим знакомым, которые меня устроили на работу в институт связи на должность финансового менеджера. Что такое финансовый менеджер и с чем его едят? По сути — это экономист, но со знанием бухгалтерии. Иными словами, специалист данной категории проводит финансовый анализ, опираясь на данные бухгалтерского учета и сделать его грамотно без глубокого знания бухгалтерии невозможно. На любом крупном предприятии, особенно если это связано с производством, отделы бухгалтерии и финансов разделены. По иерархии сначала идет структура бухгалтерии, а над ней — финансовая служба. Финансовый менеджер занимается внутренним аудитом, именно поэтому до проведения обязательной аудиторской проверки у руководителя предприятия есть полноценная картина работы всех его подразделений и служб.
И так, чем я занималась, придя на работу в институт связи? Э то было бюджетное учреждение, которое получало заказы от государственных служб на разработку научно-исследовательских работ. Чему там можно было научиться? Да очень многому. Только здесь я узнала, что такое затраты и что оказывается, они бывают разные. Сложность была в том, что все это нельзя было пощупать и приходилось абстрагироваться от реальности, чтобы представить себе некий виртуальный объект со своей спецификой и конечной стоимостью.
Именно на этой работе я научилась работать в программе 1С. Помню, как вся бухгалтерия косо на меня смотрела, когда я задавала глупые вопросы, но я не отступала и задавала их снова и снова. Наш главный бухгалтер, импозантный мужчина высокого роста с красивой сединой на висках в частенько приглашал меня в свой кабинет для посвящения в нюансы деятельности института, а я в эти моменты не могла точно сказать, что мне больше нравится: работа, или он сам. Вообще, атмосфера на этом предприятии была очень душевная, никто никого не подсиживал, именно поэтому институт работал как единый слаженный механизм. Но существенный минус все же был — мизерные зарплаты и именно поэтому я из института ушла.
Дальше искать работу стало легче, все-таки запись в трудовой книжке «финансовый менеджер», при наличии опыта, значительно упрощает ее поиски. Так я попала на предприятие, которое занималось оптовыми закупками клубней цветочных растений и их поставкой в магазины. Если сказать, что эта работа была интересной — значит не сказать ничего. Представьте себе все многообразие растений из разных стран, с их экзотическими названиями, таможенные декларации в иностранной валюте и многомиллионные обороты.
Представили? Здорово. А теперь представьте, какая отлаженная система взаимоотношений и расчетов за этим стоит. Я бежала на эту работу с удовольствием, которым порой не успевала насладиться, поскольку работа была недалеко от дома. Я научилась работать с поставщиками и покупателями, узнала, что такое акты сверок и взаиморасчеты, а также начала осваивать свой любимый excel, от работы в котором я получаю удовольствие до сих пор. Но из-за перебоев в поставках, связанных с проблемами на валютном рынке, все чаще и чаще нам стали задерживать зарплату. В общем, я уволилась, но зато я заблаговременно стала искать себе новую работу, на которую собственно и ушла.
В от как раз об этой, последней на сегодняшний момент наемной работе, я и хочу рассказать как можно подробнее. Проработала я на ней дольше, чем на всех предыдущих, почти четырнадцать лет, но сначала я бы хотела вкратце рассказать о предприятии, на котором мне повезло столь долго работать.
Огромный холдинг, с более чем пятнадцатью компаниями с разной формой налогообложения, который в этом году отмечает свое тридцатилетие . А начиналось все весьма прозаично: с нескольких арендуемых торговых точек, где продавали фотоаппараты, проявляли пленку и печатали фотографии. В конце девяностых годов предпринимателю показалось, что этого мало, товарооборот устойчивый, но денег не хватает, и он решил развиваться дальше. У него не было экономического образования, сам он был из глубинки, но завел в столице полезные знакомства. Он пригласил на паях в свой бизнес молодых, амбициозных профессионалов, первые буквы фамилий которых легли в аббревиатуру названия компании. И год за годом, шаг за шагом эта команда выстраивала бизнес, который сегодня имеет несколько направлений, приносящих стабильный доход: аренда, ответственное хранение, детское питание. Есть своя земля, свой завод, свои склады — круто! При наличии такого стабильного капитала, его империя, как корабль, уверенно плывет вперед, пережила дефолт, не уволив при этом ни одного из своих сотрудников.
Я пришла работать в этот холдинг в начале двухтысячных годов. Честно говоря, когда я начала в нем свою трудовую деятельность, была сильно обескуражена. Я ничего не понимала: ни самого механизма, ни как он работает. Обучала меня всему мой руководитель — финансовый директор, которая, к слову сказать, заняла по праву эту должность, пройдя свой трудовой путь с самых низов: с рядового бухгалтера на участке расчетов по заработной плате.
Я очень хорошо помню свой первый день на новом рабочем месте: меня посадили в коридор, в который выходили двери двух кабинетов, в которых работали бухгалтера. Я то и дело бегала к ним то с одним вопросом, то с другим, а они очень терпеливо мне все объясняли. Помню, как плакала дома по ночам, боясь, что меня уволят за мою бестолковость, что я не пройду испытательный срок, а когда спустя два месяца моя начальница вызвал а меня к себе в кабинет и поздравила с тем, что я теперь полно ценный член команды, заплакала уже от счастья.
Помню, как получила свою первую зарплату, которая в четыре раза превышала мою предыдущую. Вот держу я эту пачку денег и думаю, а что с ней делать? Побежала, купила всякой всячины, иду домой и сердце поет, такое это было чувство, словами не передать.
Почти четыре года у меня ушло на то, чтобы досконально изучить весь механизм работы холдинга, но осваивала я информацию постепенно, благодаря тому, что мне дали возможность пройти весь путь от простого к сложному. Я занималась разными вещами: и взаиморасчетами, и бюджетами, и финансовым планированием. Информацию на слух я плохо воспринимаю, поэтому моя начальница, когда это поняла, брала лист бумаги и рисовала мне схему моего задания, приговаривая при этом: без фанатизма!
Я научилась делать сложные сводные таблицы, такие, где при замене одной цифры на другую полностью меняются все расчеты и, как следствие, финансовый результат.
Почему я так подробно все это описываю? Да потому, что я очень люблю свою работу! Занимаясь финансовой деятельностью у человека прежде всего расширяется кругозор, он по-другому смотрит на жизнь, с точки зрения хозяйственника, а не потребителя. Развивается логическое мышление, выстраиваются причинно-следственные связи, мозг находится в постоянном тренаже и не дряхлеет.
На самом деле, вся наша жизнь связана с финансами, просто мы сами этого не замечаем.
Каждый день, пользуясь транспортом, или заправляя на автостоянке свой собственный автомобиль, покупая продукты в магазине, оплачивая услуги связи, интернета, мы поневоле пополняем чей-то бюджет, уменьшая при этом свой собственный и это постоянный, каждодневный круговорот.
У каждого человека свои потребности и нужды и очень часто так случается, что денег на что-то не хватает, поэтому каждому из нас необходимо вести свой собственный ежемесячный бюджет и, при необходимости, вносить в него коррективы.
А вот как его составить, да еще и сравнить с бюджетом предприятия, я расскажу в своей следующей статье.