Найти в Дзене
Прохожий

БРОНИРОВАННЫЕ “ТИГРЯТА”.

Привет всем коллекционерам моделистам и любителям БТ, танкистам и им сочувствующим. И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня посмотрим историю создания машин на базе ТИГРА. Итак поехали.

Сегодня коснемся “зверят”, созданных на базе “Тигра I”. И посмотрим на представителя номер 1 нашего хит парада. А именно штурм “Тигр”. Встречаем.

 Штурм “Тигр”.
Штурм “Тигр”.

Сразу же для информации приведу ТТХ “ Тигренка”.

Боевая масса, тонн: - 66 Экипаж: - 5человек.

Габариты, мм: Длинна -6280 , Ширина - 3570, Высота - 2850, Клиренс - 470.

Броня, мм: Лоб корпуса и рубки - 150, борт и корма -80, крыша -40, днище -20.

Макс. Скорость, км/ч.: По шоссе -38,2, по пересеченке - 12.

Запаса хода, км: по шоссе -100, по пересеченке - 60.

Преодолеваемые препятствия:

Угол подъема, град .-35, Ширина рва, м -2,3, Глубина брода, м. -1,2, Высота стенки, м .-0,79.

Длинна опорной поверхности, мм- 3605, Удельное давление, кг/см2 -1,5.

Немецкое  штурмовое орудие Sturmtiger 38-cm. Модель в 35 масштабе. Из коллекции автора.
Немецкое штурмовое орудие Sturmtiger 38-cm. Модель в 35 масштабе. Из коллекции автора.

Данная машина начала разрабатываться по распоряжению Гитлера 5 августа 1943 года. Ее задача была, уничтожение сильно укрепленных объектов противника, а также и бетонных укреплений (типа линии Мажино, Манэргейма и т.д.). Кроме того планировалось что эта машина заменит собой нишу средних штурмовых орудий StuIg 33 (на базе Т- III ), и Brummbar (на базе Т- IV ), вооруженных 150-мм орудиями. Как показали бои на Курской дуге, мощности 150-мм орудий не хватало.

По началу, предполагалось установить 210-мм гаубицу. Но после вмешательства Гитлера, выбрали 380-мм корабельный бомбомет Great 562 ( Raketenwerfer 61).

380-мм корабельный бомбомет Great 562.
380-мм корабельный бомбомет Great 562.

Заряжание этого монстра происходило с казенной части. Орудие выпускалось заводами Rheinmetall - Borsig (Дюссельдорф). Замок представлял собой, стальную плиту толщиной 65 мм. Передвигалась она в горизонтальной плоскости, реечным механизмом.

Вид с казенника орудия.
Вид с казенника орудия.

После зарядки, между снарядом и плитой зазор составлял 12 мм. Это было необходимо для срабатывания ударно-спускового механизма. Углы наводки орудия составляли в горизонтали 100 , по вертикали от 00 до 850 . Для выстрела использовались снаряды: фугасы - 351 кг, и кумулятивные -345 кг. Дальность выстрела ( при +150 , скорость ветра около 4м/с) 5600 метров. Конструкция снаряда: боевой (135 кг тротила), метательный, и маршевый ракетный двигатель. В дне снаряда имелось 32 отверстия с наклоном. Что придавало снаряду вращение. Поворот снаряда до правильного положения осуществлялся специальным ключом.

Тот самый ключ.
Тот самый ключ.

Скорость снаряда (из ствола) 40м/с, после срабатывания маршевого ракетного двигателя 250м/с. Взрыватель в носовой части боеприпаса. Время задержки срабатывания 0,5-12 секунд. Бомбомет не имен противооткатных механизмов. Для снижения отдачи часть газов отводилось в зазор между стволом и 13-мм рубашкой на стволе. Остатки газов выводились через торцевое кольцо (у дульного среза) с 31-им отверстием. Зарядка производилась с лотка с роликами, и специального досылателя. Загрузка снарядов проходила с помощью крана, через люк в крыше рубки.

Загрузка боеприпасов.
Загрузка боеприпасов.

Всего в машину помещалось 14 выстрелов. 12-в креплениях внутри, 1- на лотке, и 1- в стволе. Внутри, для перемещения снарядов, был расположен тельфер.

Устанавливался бомбомет в лобовом листе сварной прямоугольной рубки. Рубка крепилась к корпусу машины болтами. Угол наклона лобового листа 47 . Справа (в шаровой установке) ставился пулемет MG -34. Прицел бомбомета Pak ZF 3 X 8, а пулемета KZF 2. Кроме того, на верху рубки, ставились мортирки ( Nahkampfgerat ).

Экипаж состоял из: Механика- водителя, Стрелка-радиста, командира(он же наводчик), и 2-х заряжающих. Ходовая и остальные составляющие машины соответствовали линейным машинам ( Tiger Ausf E ). Первые машины (38 cm Panzermorser Sturmtiger Ausf E ) выпустили в сентябре 1943 года. А серийные танки заводов фирмы Alkett 15 сентября 1944 года. В количестве 17 машин.

Следующей переделкой серийной машины будет ремонтный танк.

Bergepanzer VI TIGR I Sd.Kfz.185.

Bergepanzer VI TIGR I Sd.Kfz.185. Тигр I переоборудованный в БРЭМ. Италия 1944 год.
Bergepanzer VI TIGR I Sd.Kfz.185. Тигр I переоборудованный в БРЭМ. Италия 1944 год.

Машина представляла собой почти полноценный танк. Данная машина серийно не выпускалась. Это, так сказать, была инициатива войсковых ремонтных батальонов. Ввиду нехватки средств эвакуации поврежденных танков, и ремонтных кранов. В основной массе эвакуация производилась тягачами FAMO ( Sd . Kfz 9), или БРЭМ Bergerpater. Одна такая машина, с демонтированной пушкой и смонтированным на башне краном, была захвачена в Италии в 1944 году. В отдельных случаях в качестве тягачей применялись танки без башни.

  БРЭМ FAMO  ( Sd . Kfz  9).
БРЭМ FAMO ( Sd . Kfz 9).
 БРЭМ Bergerpater.
БРЭМ Bergerpater.
Тигр I переоборудованный в БРЭМ. Италия 1944 год.
Тигр I переоборудованный в БРЭМ. Италия 1944 год.

И последним на сегодня объектом нашего внимания станет самоходка “Фердинанд”.

САУ Фердинанд. На крыле сидит  Фердинанд Порше. В черной шляпе.
САУ Фердинанд. На крыле сидит Фердинанд Порше. В черной шляпе.

Приведу ТТХ машины.

Боевая масса, тонн:- 65 Экипаж: - 6 человек.

Габариты, мм: Длинна -8140 , Ширина - 3380, Высота - 2970, Клиренс - 480.

Броня, мм: Лоб корпуса и рубки - 200, борт и корма -80-85, крыша -30, днище -20.

Макс. Скорость, км/ч.: По шоссе -20, по пересеченке - 11.

Запаса хода, км: по шоссе -150, по пересеченке - 90.

Преодолеваемые препятствия:

Угол подъема, град .-22, Ширина рва, м -2,64, Глубина брода, м. -1, Высота стенки, м .-0,78.

Длинна опорной поверхности,мм- 4175, Удельное давление, кг/см2 -1,23.

Удельная мощность, л.с./т - 8.

В сентябре 1942 года, воспользовавшись указанием Гитлера, о создании штурмового орудия на базе танка VK 4501 c 88-мм орудием Управление вооружений вспомнило о 92-х готовых корпусов танка VK 4501 ( P ). И решило переделать их в штурмовые орудия. Используя при этом орудия Pak 43/2 с длинной ствола 71 калибр. Работы велись фирмами Porsche и берлинской фирмой Alkett . Для заднего расположения рубки с орудием, пришлось переделывать компоновку шасси. Генераторы и двигатели сместили в середину. Сборку наладили не в Берлине, а на площадке Nibelungenwerke, из за сложностей перевозки готовых машин по ж/д из Берлина.

САУ Фердинанд. В цеху завода Nibelungenwerke апрель 1943 год.
САУ Фердинанд. В цеху завода Nibelungenwerke апрель 1943 год.

Фирма Alkett же продолжила сборку самоходок StuG III . Лобовые листы 100-мм усилили накладками также в 100-мм. Закрепив их, пулестойкими болтами. Доведя лоб до 200-мм. Тоже значение имел и лоб рубки. Корма и борт усилили от 80 до 85 мм. Листы рубки соединялись “в шип” усиливались шпонками и проваривались. Рубка крепилась к корпусу скобами и болтами.

В передней части корпуса располагались механик-водитель и радист. За ними находились двигатели. Два параллельно установленных двигателя Maybah HL 120 TRM мощностью 265 л.с.( V -образные 12-ти цилиндровые.) при 2600 об/мин. Двигатели вращали генераторы Siemens Typ aGV . От генераторов запитывались тяговые электродвигатели Siemens D 1495 aAC . Мощность составляла 230 кВТ. Крутящий момент, от электродвигателей через передачу передавался на ведущие колеса сзади. В случаях боевых повреждений все цепи дублировались. Ходовая часть полностью аналогична ходовой танка VK 4501 ( P ). Ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы с 19 зубьями. Направляющее колесо имело такую же конструкцию. Гусеница состояла из 109 траков шириной 640 мм каждая. В рубке устанавливалось орудие 88-мм Pak 43/2 с длинной 71 калибр. Во втором варианте самоходки 88-мм Stuk 43 с длинной 71 калибр. Горизонтальное наведение 280 , вертикальное +140 , склонение -80 . Для дополнительной защиты от осколков на орудия добавили щитки. На фото ниже машины еще без щитков на орудиях.

 Испытания перед сдачей в войска САУ Фердинанд.
Испытания перед сдачей в войска САУ Фердинанд.
САУ Фердинанд. Район Курской дуги. Машина еще не имела пулемета и щитка на орудие.
САУ Фердинанд. Район Курской дуги. Машина еще не имела пулемета и щитка на орудие.

Боекомплект составил 50 выстрелов.

16 февраля 1943 года собрали первый Фердинанд, а 8 мая 1943 года цеха покинул 90-ый Фердинанд. Одну самоходку оставили на заводе, еще одну в учебные части, а 88 передали в войска. Из них сформировали дивизионы истребителей танков. После чего их перебросили на восточный фронт. 1 мая 1943 года фирма Nibelungenwerke получила заказ на разработку и выпуск 5-ти БРЭМ для эвакуации поврежденных ”Фердинандов”. Им присвоили Bergepanzer Tiger ( P ). Они представляли собой те же шасси, что и основные “ Фердинанды”. Только без дополнений лобовой и бортовой брони, и были вооружены пулеметом, в небольшой башенке на месте рубки. Так же была установлена лебедка с тяговым усилием 10 тс, больше специального оборудования не было. С января по март фирма Nibelungenwerke модернизировала 47 поврежденных Фердинандов. Смонтировав шаровую установку для пулемета MG -34. Добавили командирскую башенку, как на Stug 40, а так же установили щиток на орудия. Число выстрелов довели до 55. Машину переименовали в слон ( Elefant ). Но до самого конца войны самоходку называли “Фердинандом”.

Модель Фердинанд, он же слон. Из моей коллекции.
Модель Фердинанд, он же слон. Из моей коллекции.

Ну, вот и все что я хотел ВАМ сегодня рассказать. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.