Священномученик Иоанн (Восторгов)
Отрывки из проповеди «Моление Взбранной Воеводе»
«Сегодня Суббота акафиста. История этого акафиста (в переводе — неседальное пение) есть история чудесной помощи Пресвятой Богородицы древней православной Византии и ее столичному граду во время неоднократных нашествий на нее многочисленных врагов.
Древнюю Византию, после принятия христианства, в истории Святой Церкви можно наименовать евангельским наименованием: городом, верху горы стоящим (Мф. 5: 14). Она была хранительницей православия, от нее были бесчисленные проповедники веры Христовой в среде племен и царств языческих. От нее и наши предки приняли православие.
Но, естественно, град, наверху горы стоящий, привлекает не только взоры и внимание путников усталых и заблудших, ищущих верного пути и отдохновения, но и взоры врагов, которые на этот город и направляют свои удары.
Неудивительно, что так именно случилось и с Византией. С VII века мусульманство поднялось против христианства. Арабы, персы, турки вместе с другими родственными или подчиненными им племенами из века в век направляются против Царьграда. И всегда война переходила здесь на религиозную почву. Вожди враждебных полчищ, осаждая Царьград с моря и суши, как сказано в церковном повествовании, «на Бога хульные гласы возсылали», а защитникам говорили: «Не прельщайтесь о Бозе, в Него же веруете» (Синаксарь).
И вот в VII веке, когда царь с воинством был в отсутствии — на войне против Персии, внезапно прорвавшимися с другой стороны врагами Царьград был осажден с моря и суши. Патриарх с клиром призвал народ к молитве и, подняв святыни, с чудотворной иконой Богоматери обходил город по стенам, укрепляя дух защитников. У церкви Влахернской, посвященной Богоматери, защитники города — а их было столько, что «единому гречанину с десятью врагами яве братися», — вышли на битву и блистательно отразили вражеские полчища. Тогда и воспета была песнь неседальная, то есть акафист, Пресвятой Богородице как Взбранной Воеводе христианского воинства, имеющей державу непобедимую.
И во второй, и в третий раз, в VII и VIII веках, Византия видела такие же явления чудодейственной помощи от Богоматери. Однажды с верой и молитвой опущенный образ Богоматери в воды морские явил страшное знамение: тысяча восемьсот кораблей вражеских, окруживших Царьград, были рассеяны внезапно после того пронесшейся бурей.
«Сих ради чудес, — замечает церковное повествование, — настоящий праздник празднуем».
Русский народ с особой любовью принял это акафистное пение от Православной Греческой Церкви. Акафист Пресвятой Богородице <…> является одним из любимых у нас молитвословий. Самая Русская земля даже в гораздо большей степени, чем Византия, является страной знамений и чудес Богоматери. Татарское нашествие, Смутное время, Отечественная война — все такие страдные годины русской жизни и истории видели без конца чудеса небесной помощи Взбранной Воеводы, и русские православные воины не раз, яко избавльшеся от злых, благодарственные и победные песни воспевали Богоматери. <…>.
Аминь».
Поучение произнесено 17 марта 1917 г. перед акафистным пением Пресвятой Богородице