Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте заставляет подростков стремительно развиваться психологически и морально. С каждым годом количество обязанностей и задач увеличивается. Социальной ролью называют определенную методику поведения, необходимость которой диктует социальный статус человека. В модель входят действия, выполняемые подростком, набор материальных ценностей и приоритетов.
Быстрое развитие социальных ролей в юношеском возрасте приходится на период с 11 до 17 лет. Индивид трансформируется из ребенка во взрослого человека. Он сталкивается со следующими изменениями:
- Поведенческий кризис в переходном возрасте;
- Физиологические проблемы, связанные с половым созреванием.
Подростковый возраст – время активного увеличения числа ролевых значений в обществе.
Какую социальную роль может исполнять подросток: перечень
Основные социальные роли в юношеском возрасте характеризуется полом, родственными связями, деятельностью человека. Кроме основных есть второстепенные роли, которые формируются в конкретных ситуациях, условиях. Выполнение ролевых требований нормируется окружающими людьми, поощрениями и наказаниями. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль:
- Парня, девушки;
- Дочери, сына;
- Сестры, брата;
- Ученицы, ученика;
- Соседа, соседки;
- Подруги, друга.
Если подросток подрабатывает, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте дополняется образом работника или работницы, сотрудника или сотрудницы. В зависимости от ситуации выделяют деятельность:
- Пассажира;
- Водителя;
- Пешехода;
- Покупателя;
- Читателя;
- Отличника;
- Двоечника.
Ориентируясь на условия, сложившиеся в определенный момент, можно выделить следующие ролевые обороты:
- Защитника;
- Учителя;
- Провожающего;
- Инициатора;
- Организатора;
- Ответчика;
- Обидчика.
Какая социальная роль типична для старшеклассника – социальная роль ученика
Теория описывает социальные роли в юношеском возрасте кратко. Любой подросток сталкивается с ролью ученика. Впервые он встречается с ней, будучи ребенком. В большинстве случаев только взрослый человек, после окончания университета, перестает быть учеником. Взросление – сложный процесс. Каждый индивид выбирает удобную для себя роль в школьном обществе. Примеры:
- Тихий ученик. Поведение, характерное для интровертов. Дети не нуждаются в обществе и одобрении одноклассников, имеют богатый внутренний мир. Преимущество тихони отдают письменным заданиям, с устными ответами им бывает сложно справляться;
- Стремящийся к лидеру. Общество играет большую роль для ученика. Он сам не обладает качествами лидера, но не желает оставаться в стороне. Готов пойти на риск, чтобы доказать свою преданность авторитетному другу. В будущем такие люди легко поддаются общественному влиянию, им сложно доказывать собственную точку зрения, если нет сильной поддержки;
- Поближе в учителям. Ребенок старается выслужиться перед учителем. Он часто жалуется на одноклассников, не общается с одногодками, редко имеет друзей. Социальная роль учительского друга помогает в учебе, но отрицательно сказывается на социальном положении;
- Позиция лидера. Ребенок должен много знать, чтобы стать лидером. Заслужить уважение подростков достаточно сложно. Такая роль подходит харизматичным, развитым, умным школьникам;
- Хулиганы. Эту социальную роль чаще всего примеряют подростки в седьмом-девятом классе. Таким образом они стараются выразить себя. В большинстве случаев этот период заканчивается в течение нескольких лет. Ребенок находит увлечение, другой способ заинтересовать окружающих.
Социальные роли в юношеском возрасте – таблица
Каждый индивид выполняет персональные, субъективные роли, выбранные им самостоятельно. Человек углубленно изучает какой-либо предмет, посещает различные мероприятия, курсы, дополнительные занятия. После поступления в ВУЗ подросток получает социальную роль студента. Она во многом схожа с линией поведения ученика.