В Новосибирской области уже больше года эксплуатируется инновационная система контроля железнодорожных переездов. Власти серьезно взялись за проблему регулярного нарушения правил безопасности при пересечении железнодорожных путей водителями различных транспортных средств. Такие нарушения не только вносят помехи в налаженную работу железной дороги, но даже приводят к летальным исходам. По сообщениям железнодорожников, несколько раз в месяц машинистам приходится использовать экстренное торможение, потому что, стремясь проскочить железнодорожный переезд под носом у разогнавшегося товарняка, очередной нетерпеливый водитель застрял между поднятыми барьерами, либо попросту заглох.
Как же положить конец нарушениям, не прибегая к дорогостоящей фото- и видеофиксации?
Минтрансом Новосибирской области совместно с Минцифрой и Западно-Сибирской железной дорогой разработана и внедрена в тестовую эксплуатацию система контроля проезда ж/д переездов. На данном этапе оборудованы 11 переездов в городе Новосибирске и прилегающей территории.
Давайте разберёмся, как устроена новая система, какое оборудование она использует и какие имеет перспективы развития.
Оборудование и технологии
Если по-простому, то система состоит из трех элементов: РЖД-метка, которая устанавливается на переезде, GPS -трекер (устанавливается на транспортное средство) и софт, обрабатывающий информацию на сервере.
РЖД метку разработали в компании Вега-Абсолют. Это умное устройство, которое подключается непосредственно к оборудованию, осуществляющему открытие и закрытие переезда, будь то барьеры, шлагбаум или светофор. РЖД метка определяет в каждый момент времени открыт переезд, закрыт или неисправен, и по сотовой связи передаёт эту информацию на сервер. На этом функция РЖД метки выполнена.
Также для работы всей системы необходима информация о прохождении транспортных средств через переезд. Местонахождение транспорта в каждый момент времени это задача GPS- трекера, которые сейчас устанавливают в обязательном порядке пока что только на отдельные виды транспорта. Например, на пассажирский транспорт, транспорт, перевозящий опасные грузы и т. д.
Такие трекеры производят многие компании, и система может работать с любыми из них. Главное, чтобы он передавал данные на нужный сервер. Но трекеры Вега-Абсолют обладают дополнительной особенностью – они могут общаться непосредственно с ближайшей РЖД меткой по радиосвязи. Таким образом, водитель сможет получить предупреждающий сигнал о закрытии переезда прямо у себя в кабине.
Алгоритм работы системы
Основную работу по выявлению нарушений производит программное обеспечение, которое обрабатывает информацию, полученную с GPS- трекеров и РЖД меток. Сопоставляя все поступающие данные, программа вычисляет, где находилось каждое транспортное средство в момент закрытия конкретного железнодорожного переезда. Если переезд подал сигнал о закрытии, а водитель заехал на переезд уже после этого события, значит имело место нарушение правил безопасности.
Благодаря программному решению не потребовалось устанавливать дорогостоящее оборудование, например камеры видеофиксации нарушений. Также не нужно было устанавливать дополнительные устройства на автомобили, - достаточно получать телеметрию, которая уже передаётся в другие системы. То есть с небольшими затратами на доработку софта и установку 11 РЖД меток, уже есть возможность контролировать 11 ж/д переездов в пределах Новосибирской области и собирать данные телеметрии с около 300 транспортных средств – школьного транспорта, транспортных средств РЖД, медицинского транспорта, пассажирского и т. п.
За прошедший год была получена информация о примерно 500 нарушениях на 11-ти переездах. И каждый такой случай — это потенциальная трагедия и с этим нужно бороться. Представьте, если бы были данные со всех транспортных средств и все переезды были бы оборудованы подобными устройствами.
С учетом всего вышесказанного программное обеспечение позволяет:
1. Видеть, когда какое транспортное средство пересекает переезд.
2. Смотреть, когда были нарушения. Например, светофор уже горел, когда автомобиль начал движение через переезд.
3. Видеть неисправности на переезде.
4. Просматривать историю открытий и закрытий переезда.
5. Строить графики и получать отчеты по переездам:
- сколько раз его проезжали (без нарушений, с нарушениями);
- сколько раз и как долго переезд был закрыт.
Перспективы
Сейчас GPS -трекерами в обязательном порядке оснащены только специальные виды транспорта, но уже анонсирована новая платформа сбора данных, - «Автодата», которая подразумевает сбор телематических данных вообще обо всех транспортных средствах в единую базу данных.
Подобное нововведение откроет широкие перспективы для представленной системы. При минимальных затратах на оснащение каждого железнодорожного переезда РЖД меткой, можно получить фиксацию абсолютно всех нарушений и начать принимать соответствующие меры, вводить штрафы и ответственность для водителей как общественного, так и личного транспорта.
Таким образом, новая система не только отлично себя показала в тестовом режиме, но и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития и применения как в Новосибирске, так и в других российских городах.
С каждым новым таким проектом мы становимся на шаг ближе к комфортному умному городу и дружелюбной городской среде.