Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов разработал проект закона об освобождении от НДФЛ доходов от реализации металлолома, пластиковой и стеклянной тары.
Проект освобождает от НДФЛ доходы физлиц, полученных от реализации пластиковой и стеклянной тары, а также металлолома. В пояснительной записке отмечается, что ежегодный объём ТКО в России составляет 55-60 миллионов тонн в год. В общей массе твёрдых коммунальных отходов чёрные металлы составляют 2-4 процента, цветные металлы — 1-2 процента, стекло — 3-6 процентов, полимеры — 5-6 процентов.
Сенатор заявил, что одной из ключевых задач повышения доли повторного использования стекла, пластика и металлолома должно стать увеличение собираемости этого вторичного сырья, в том числе за счёт его самостоятельной заготовки и сдачи гражданами. Кутепов напомнил, что сейчас после приёма этого сырья от населения организация выплачивает людям деньги, которые облагаются НДФЛ. При этом на практике такие налоговые поступления в бюджет отсутствуют «по причине отсутствия декларирования своих доходов физическими лицами».
«Соответственно, наличие в законодательстве положений относительно обязанности декларировать доход и платить налог с реализации вторсырья не приносит бюджету доход и одновременно тормозит развитие культуры обращения с отходами», — говорится в пояснении.
Глава Комитета Совфеда считает, что основными сборными пунктами пластика и стекла могут стать фандоматы в торговых сетях.
Автор проекта также приводит опыт зарубежных стран. Он, в частности, отмечает, что, например, в Бельгии, Голландии, Швеции. Финляндии и Швейцарии процент переработки стеклотары свыше 90. Там также нет единого дизайна бутылок и собирают их в основном для превращения в стеклобой. Последний затем используют для производства той же тары, силикатного клея, стекловолокна и так далее.
Использование аналогичного механизма в России будет в том числе способствовать сокращению площади свалок, подчеркнул парламентарий. Что касается оборота пластиковой тары, то для неё, по мнению законодателя, необходим отдельный вывоз данного вида отходов, а также специальные контейнеры.
Законопроект направлен для отзыва в Правительство России.
Развязать руки
В России большая часть отходов, которые можно перерабатывать и использовать повторно в производстве, пропадает на свалках и загрязняет окружающую среду. Ежегодно в стране образуется 250–400 кг мусора на человека, но вторично используется не более 8% (против 40% в США и 60% в Евросоюзе), рассказала зампред комитета по переработке отходов и вторичных ресурсов «Деловой России» Наталья Беляева.
Видео: как перерабатывают пластиковые бутылки
При этом в городах работают специальные пункты приема вторсырья за деньги. Сегодня самая развитая сеть в стране — по черным и цветным металлам. Также начали появляться пункты приема макулатуры, пластика и стекла, сказал член комитета ГД по экономической политике Алексей Канаев. Металлолом, как правило, принимают недалеко от промзон (из-за особых правил его хранения), а остальное вторсырье — наоборот, ближе к людным местам, например у ТЦ, отметила Наталья Беляева.
Поскольку сеть по приему металлов уже хорошо развита, сейчас около 80% вторсырья этого вида переработчики получают в пунктах приемки от граждан. В сборе лома ежегодно принимает участие около 1 млн человек по всей стране, — рассказал директор ассоциации НСРО «Руслом.ком» Виктор Ковшевный.
Сегодня обороты сбора вторсырья заметно ограничивает необходимость уплаты НДФЛ с дохода (на все виды мусора, кроме макулатуры), сказали в пресс-службе Минприроды.
НДФЛ (13%) выплачивается от суммы, превышающей 250 тыс. рублей. Но даже если доход не достигает этого показателя, продавец обязан заполнить налоговую декларацию, иначе предусмотрен штраф в 1 тыс. рублей, пояснил Николай Валуев. Часть потенциальных продавцов отпугивает необходимость заполнения этой декларации. Кроме того, неудобства испытывают и переработчики, поскольку во время проверок налоговой службы граждане не подтверждают, что продавали вторсырье, отметил Виктор Ковшевный.
Необходимость уплаты НДФЛ снижает экономическую привлекательность деятельности для граждан. Кроме того, организаторы приема вторсырья должны выступать в качестве налоговых агентов — вести учет всех сдавших его граждан и передавать их паспортные и налоговые данные в ФНС, рассказали в Минприроды.
Так, у компаний возникают значительные расходы, фактически делающие подобную деятельность непривлекательной и трудоемкой для всех участников процесса. Отмена НФДЛ позволит развить интерес инвесторов к деятельности и вовлечь максимальное количество граждан, — подчеркнули в ведомстве.
Прибавить обороты
Сегодня в стране ежегодно собирается около 40 млн т вторсырья в пуктах приема. Больше всего металлолома — около 30 млн т, сказал Виктор Ковшевный. После отмены НДФЛ обороты могут вырасти почти на 30 млн т — то есть примерно до 70 млн т, сказал Николай Валуев.
Нет ничего плохого, если граждане будут продавать не только свое вторсырье, но и собранное, например, во время прогулок. Сейчас в мире набирает популярность так называемый плоггинг, когда во время бега трусцой люди попутно собирают мусор, — высказал мнение парламентарий.
Однако, чтобы избежать злоупотреблений со стороны пунктов приема вторсырья, возможно, потребуется создать систему контроля за получением денег — например, ввести исключительно безналичные платежи, полагает Николай Валуев.
Также стоит повысить ответственность за нелегальную сдачу лома. Принятие этих мер даст нужный эффект для государства и отрасли, а также позитивным образом скажется на имидже ломозаготовки, высказал мнение генеральный директор «ТрансЛом» Сергей Астахов.
Поскольку доходы от сдачи вторсырья всё же в целом не очень большие, отмена НДФЛ не принесет серьезного эффекта, считает, в свою очередь, депутат ГД Владимир Пушкарев. Поэтому также стоит предусмотреть нематериальные формы стимулирования граждан, уверен он.
Ранее президент Владимир Путин заявил, что в РФ нужно наращивать повторное использование пластика, необходимо увеличивать долю переработки вторичного сырья в составе товаров и упаковки. Также он отметил необходимость наращивать производство малотоннажной химической продукции.