Найти тему

День двадцать шестой Великого Поста

Оглавление

Книга Бытия, Глава 12, стихи 1-7

01 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
02 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
03 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
04 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
05 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
06 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
07 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.

Если ориентироваться на церковное чтение Бытия, то можно не разобраться, кто такой Аврам и откуда он взялся. Скажу лишь, что это описывается в стихах 10-32 главы 11. Но церковь - очень мудрый учитель, и делает для нас своего рода конспект, чтобы оставить наиболее емкие выдержки. Так и тут, житие и родословная Аврама пропущены, но зато говорится о главном - вот человек, которому явился Всевышний и который так слепо и смело ему доверил.

Полагаю, что для того времени отважиться на такое путешествие было подобно самоубийству. Но, как и многие другие открытия, это получилось благодаря тому, что исследователь смог рискнуть, а в данном случае - довериться Богу. На мой взгляд, доверие - это один из антонимов страха, и это свойство только храбрых людей. В будущих главах сможем наглядно увидеть, к чему приводит доверие такого рода.

Книга пророка Исайи, Глава 29, стихи 13-23

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?
17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля,
20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

Одна из самых опасных форм лжи - это лицемерие. Можно сколько угодно делать вид, примерять разные маски, наносить грим, но другим так и не стать. Настоящие перемены, которые способен совершить человек - они внутри его. А все внешнее может служить лишь инструментом к этим изменениям. Взять, к примеру, тот же пост. На мой взгляд, древние посты были обратными современным - человек настолько глубоко погружался в молитву, в себя, в свой разговор с Творцом, что на время отключался от земных благ - вкусно поесть, долго поспать, и все в таком роде. Современных же пост, наоборот, добавляет религиозности в повседневные вещи. В обычные дни мы едим что хотим и можем с утренней до вечерней молитвы вообще о Боге не вспоминать. Пост же нам помогает - захотел поесть (а это мы хотим каждый день), пошел в заведение общепита или начал готовить, и задумываешься о том, что нужно отказаться от животной пищи, потому что пост. В этот самый момент мысль должна увести в сторону духовных размышлений и молитвы.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 15-26

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника.
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Критическое мышление - один из ценных навыков. Нередко знания приходится обновлять или пересматривать взгляд на какие-то вещи. Если этого не делать и заржаветь в своем мышлении - возможен расклад, при котором человек не сможет осилить данную ему возможность для познания чего-то важного.

Есть люди, которые в процессе знакомства с другим человеком обращают внимание на то, как они общаются с официантом в кафе - грубят ли, требуют, ведут себя высокомерно, или наоборот, общаются на равных или с долей помощи - например, стремятся лишний раз не тревожить и без того загнанного сотрудника. На этот случай вспоминается притча про волка и козла - когда козел, пользуясь своим пребыванием на крыше, позволил себе оскорблять волка, а тот ему спокойно заявил "не ты меня оскорбляешь, а твоё положение". Мне кажется, даже в силу переменчивости нашего быстрого мира не стоит стремиться к оскорблениям. А по-хорошему у человека и желания такого быть не должно, оно неестественное. Куда продуктивнее идти друг другу на уступки ради решения общих трудностей, нежели искать виноватых или стремиться выгородиться за счет другого. Успехи-то иногда подвергаются сомнению в ценности для мира, не говоря уже о провалах. Иной раз задумаешься, какой бюджет получали образование и медицина каждой страны, если бы государству не приходилось тратиться на оборонную отрасль, и становится нестерпимо горько от утерянных возможностей и научных достижений, от того, сколько помощи можно было бы оказать при менее милитаристском обществе...