Сначала стоит задать вопрос: а знаем ли мы, что такое лень на самом деле? Отношение к этому понятию постоянно меняется: например, древнегреческие философы считали, что созерцание, беседы о прекрасном, а также жизнь, освобожденная от физического труда, — необходимое условие человеческого развития. А в средние века этим необходимым условием стало трудолюбие, противопоставленное лени. Современные ученые сходятся на том, что лень — это миф, который сводит многообразие человеческого поведения к одному штампу.
Тем не менее, вас может беспокоить проявление пониженного уровня активности у вашего ребенка. Что может скрываться за его «ленью»? Давайте разбираться!
Может, он просто устал?
Мы часто вспоминаем о детстве, как о беззаботном времени, но быть школьником — не так просто, как кажется на первый взгляд. Наши дети тратят свою энергию на ранние подъемы, непрерывное взаимодействие с одноклассниками и учителями, обучение и познание нового. Важно не перегружать их дополнительными занятиями и кружками, а давать отдохнуть: без восстановления энергии подросток может чувствовать себя истощенным, ухудшить результаты в школе и потерять внутренний источник мотивации. Хороший отдых — это основа для поддержания высокого уровня общей продуктивности!
Лень — это про распределение ресурсов
Американский профессор Тодд МакЭлрой из колледжа Гринсборо изучает лень через призму науки принятия решений. В 2016 году он провел исследование, в котором изучалась связь между физической активностью и «потребностью в познании». Оно показало, что люди с более высокой потребностью в познании используют свою энергию для внутренних размышлений, а не физической активности. Таким образом, люди с одинаковым количеством энергетического ресурса могут применять его совершенно по-разному: одни — гонять мяч во дворе, другие — лежать на кровати, слушать образовательные подкасты и размышлять. Возможно, ваш ребенок относится именно ко второму типу людей?
Прокрастинация
Чаще всего, прокрастинация — реакция на необъятную задачу: например, на слишком больше домашнее задание, к которому подросток не знает, как подступиться. Также прокрастинация может возникать, если у ребенка наблюдается пониженный уровень внутренней мотивации: «Я не хочу решать примеры по математике. Я не понимаю, зачем мне это нужно и не вижу в этом смысла». Прокрастинация — не «порок», а проблема, которую можно решить с помощью развития гибких навыков. Например, развитый навык планирования поможет подростку разделить необъятную задачу на небольшие подзадачи и справиться с их решением.
Запишитесь на индивидуальную консультацию по профориентации
Отдыхать — это полезно и важно. Тем не менее, прокрастинация может мешать вашему ребенку учиться и показывать высокие результаты: например, слишком частое откладывание дел «на завтра» приводит к повышенному уровню стресса. Наши карьерные тьюторы помогут вашему подростку преодолеть тяжелые проявления прокрастинации с помощью развития гибких навыков и повышения внутреннего уровня мотивации. Узнайте о наших консультациях и курсах подробнее: https://career.profilum.ru