Минэкономразвития Иркутской области объявило повторный конкурс на оказание консультаций для привлечения инвестиций в развитие аэропорта Иркутска. Первый конкурс провели в конце 2020 года, и он закончился ничем.
Первый конкурс состоялся в конце 2020 года. Победителем была признана иркутская торговая компания «Алмаз», «сбившая» начальную цену с 55 миллионов до 17 миллионов рублей. Кроме «Алмаза», в торгах участвовали четыре московские компании. Директор компании подтвердил, что у фирмы нет подобного опыта, но есть «опыт сопровождения социально ориентированных проектов». После этого Кобзев заявил, что для проведения работ нужно привлечь «компанию с мировым именем», а затем «Алмаз» отказался от контракта.
Как следует из конкурсной документации, стоимость работ осталась неизменной — 55 миллионов рублей. Деньги выделяются из бюджета региона. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 11 мая. Сами торги запланированы 19 мая.
Победитель должен будет разработать технико-экономическое обоснование объёмов и сроков ремонта, реконструкции, строительства инфраструктуры аэропортового комплекса до 2035 года и провести оценку акций авиапредприятия, разработать стратегию привлечения инвестиций в развитие авиаузла, сформировать частное техзадание и разработать конкурсную документацию для проведения конкурса на привлечение инвестора; консультировать в рамках юридического сопровождения конкурных процедур. Работы должны проводиться до конца 2021 года.
После неудачного первого конкурса власти изменили критерии оценки заявок участников. Если предложение участника на 25% и более ниже начальной цены контракта, тогда значимость цены в его случае будет составлять только 10%, основное внимание будет уделяться его квалификации.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
В 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры, так регион потерял более 20 миллиардов рублей на новую взлётно-посадочную полосу. Сейчас авиаузел стоит в очереди на федеральное финансирование после 2025 года.
Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к проекту холдинг Романа Троценко «Новапорт», но ФАС дважды предупреждала его о незаконности таких действий. В итоге «Новапорт» купил аэропорт в Улан-Удэ.
В 2018 году власти привлекли к развитию аэропорта Иркутска «Ростех». Предполагалось, что будет построен новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе в торжественной обстановке был заложен камень на месте строительства терминала, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020-го ФАС оштрафовала Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.
В марте губернатор Игорь Кобзев поручил правительству до конца 2020 года выбрать инвестора по развитию аэропорта, но вместо этого объявили конкурс на разработку ТЭО, по итогам которого победитель в итоге отказался от контракта.