В степи главным противником человека являются не себе подобные, а сама природа. Поэтому, сложные климатические условия казахской степи вырабатывали из казаха воина с самых ранних лет.
Из-за этого каждый взрослый мужчина-казах всегда был и готовым воином. Но это не было его постоянным ремеслом. В первую очередь он был скотоводом-кочевником.
Поэтому скрепляющим военное искусство казахов был институт батырства.
Батыр значит храбрец, смельчак.
Институт батырства у казахов был развит по причине того, что в казахской военной системе часто отсутствовала единая централизованная власть. Ханы, султаны и бии не обладали всей полнотой военной власти и эту функцию поэтому на себя брали батыры каждого отдельного рода.
Сила ханов и султанов казахской степи строго зависела от того сколько батыров (а значит и родов) его поддерживает.
Именно институт батырства оказал огромное влияние на самосознание казахов и их отношения с властью. Это прослеживается и до сих пор!
Одним из ярких примеров воинского мастерства батыров является Орбулакское сражение, которое состоялось в конце 1642 года (обычно ошибочно сообщается 1643 год как год сообщения о самом сражении).
В то же время, надо учитывать, что сражение произошло полностью под руководством эмира Бухары Жалантом Бахадура (из степного рода Торткара), который мог полностью разгромить противостоящих джунгар. Но из-за ошибки казахского хана Салкам Жангира, выведшего конницы слишком рано этого не произошло.
Джунгары ойратского правителя Эрдэни-Баатура (из рода Чорос) пришли наказать казахов за союзнические отношения с ойратским племенем Хошутов - врагов Чоросов.
50 тысяч джунгар были заманены в засаду в горном ущелье, где бухарские стрелки Жалантос-бахадура взяли их в огневой мешок. Джунгары понесли большие потери и по замыслу Жалантос-бахадура в самый решающий момент должна была ударить казахская конница хана Салкам Жангира.
Но хан ударил слишком рано и джунгары потеряв только 10 тысяч человек (а не все войско как планировал Жалантом) смогли прорваться.
Это яркий пример того, что казахские ханы практически мало что умели в военном деле. Вся военная организация казахов держалась на профессиональных воинах-батырах.
У казахов была очень развито использование воинской символики - знамен и флагов.
Это связано с большим количеством казахских родов, каждый из которых имел свои флаги, знамена и штандарты.
Знаменосцами были только опытные батыры, так как знамя имело сакральный смысл. Если знамя падало, то это было знаком поражения и воины практически теряли способность к бою. Это связано еще с древнетюркскими представлениями о том, что в знамени обитает дух войны.
Поэтому в ранний период истории казахов перед войной обязательно выставлялись 9 тугов (знамен по числу племен, входивших в казахское государство) и бахсы (шаман) проводил обряд поклонения знамёнам. Это очень древняя степная традиция, идущая от первых тюрков.
Именно воинскому искусству батыров казахи обязаны тем, что сумели мобилизоваться после поражений от джунгар в 20-х годах XVIII века, а затем остановив ойратское нашествие нанесли им поражение.
Статьи из цикла "Воинское искусство казахов":
1. Институт батырства в казахском обществе
2. Почему ойратам-джунгарам не помогла даже артиллерия в войне против казахов
3. Конные игры казахов как уклад жизни кочевого народа и способ воспитания из мужчины воина
Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.