Мигрантов в России недостаточно для реализации «амбициозных проектов», заявил журналистам 8 апреля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Эпидемия ковида действительно нанесла по гастарбайтерам серьезный удар. Однако на фоне высокой безработицы в стране жалобы российских властей на недостаток рабочей силы и активное желание ввозить трудовые ресурсы из-за границы выглядят несколько странно. Мы попытались разобраться, почему так выходит.
Без мигрантов ничего не построить?
Дмитрий Песков пояснил, что нехватка мигрантов ощущается, в том числе в строительной отрасли. «Мы должны строить больше, чем мы строим сейчас. Должны строить больше ощутимо, - сказал он. - Но для этого нужны рабочие руки. Их стало меньше из-за пандемии» (цитата по ТАСС ). Как отметил Песков, мигранты необходимы также и в сельском хозяйстве. «Поэтому определенный дефицит в мигрантах, безусловно, есть», - резюмировал он.
Отвечая на вопрос, фиксируют ли в Кремле рост недовольства россиян мигрантами и считают ли это потенциальной угрозой для безопасности страны, он заметил: «Я, честно говоря, не знаком с материалами каких-то социологических исследований об отношении россиян к мигрантам, поэтому я никак не смогу это прокомментировать и не буду это делать».
Ранее замруководителя администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов сообщил, что в 2020 году почти четверть россиян заявили о плохом отношении к мигрантам. По его мнению, ухудшение отношения россиян к приезжим провоцирует национализм и способствует криминализации общества. Он также рассказал, что большинство детей иностранцев не учатся в России, так как отечественная система образования «не очень рассчитана на такой наплыв» детей (цитата по РИА Новости ).
Отток и расслоение
Ковидный кризис нанес серьезный удар по миграционным процессам в России. В первой половине 2020 года чистый приток мигрантов из-за рубежа сократился в 2,4 раза, число уехавших из страны мигрантов выросло на 15%.
Значительное число мигрантов покинули Россию еще в январе-феврале 2020 года, когда в ряде отраслей наблюдался традиционный спад деловой активности. А вернуться в страну у них уже не получилось из-за закрытых границ и отмены авиасообщения.
В Москве число трудовых мигрантов снизилось на 40% с начала 2020 года, сообщили ранее столичные власти. Впрочем, некоторые эксперт посчитали эту цифру завышенной, полагая, что отток мигрантов был вдвое меньшим.
Однако эпидемия и локдаун привел не только к отъезду мигрантов, но и способствовали окончательному формированию социально-трудовых общностей или, проще говоря, трудовых сословий внутри крупнейших иностранных диаспор. Наиболее ассимилировавшиеся мигранты, владеющие русским языком, непьющие и готовые активно работать и учиться, немедля сели на велосипеды и электромопеды и стали трудиться в бурно растущих сегментах доставки продуктов. Часть самых высокоэффективных перешла на этаж выше – в доставку того же «Яндекс маркета».
При этом на неквалифицированных должностях, в частности в коммунальном секторе, зачастую остались работать явные маргиналы, которых не взяли даже в курьеры. В итоге качество трудовых ресурсов в том же московском ГБУ «Жилищник» ощутимо снизилось. И зимой 2020-2021 впервые за долгие года некоторые район столицы убирались очевидно плохо.
Престиж важнее денег?
Российские власти на всех уровнях в течение последнего года не раз повторяли, что нехватка трудовых мигрантов наносит урон российской экономике. Некому работать на стройках (многие реновационные площадки в Москве в 2020 году действительно опустели), в сельском хозяйстве, в коммунальном секторе.
Но на фоне резкого роста безработицы в России такие заявления вызывают определенное удивление. В августе 2020 года безработица в России достигла пика на уровне 6,4%, это на 1,7% выше, чем в марте. Для России, где ситуация на рынке труда десятилетиями оставалась абсолютно стабильной, это гигантский скачок.
В феврале 2021 года 4,2 миллиона человек в возрасте 15 лет и старше, или 5,7% всей рабочей силы страны классифицировались как безработные, сообщал Росстат. При этом зарегистрированы в качестве безработных, по предварительным данным Роструда, были 2,2 миллиона человек. То есть 2 млн человек в России официально не работали и даже не получали пособия.
В ожидании мигрантов
Почему эти люди не желают идти работать на стройки или на поля, трудиться на уборке дворов и улиц? В той же Москве в «Жилищнике» зарплата даже на «грязных» должностях вполне конкурентная. А уж на стройплощадках и подавно.
Найти внятный ответ на этот вопрос не так-то и просто. Провластные социологи рассуждают о том, что для россиян, мол, важнее не деньги, а престиж работы. И трудиться на «нестатусных» должностях они не станут, даже если будут сидеть в нищете.
Звучит это как-то странновато, не правда ли? Такую логику опровергают и сами граждане. Так, почти треть (28%) москвичей готовы были потеснить трудовых мигрантов и собирались работать вместо них дворниками или строителями. К такому выводу в 2020 году пришли эксперты аналитического центра «Авито. Работа».
Да и почему бы тем же самым московским властям не запустить массовую социальную рекламу, как они умеют это делать? Призвать граждан взять в руки мастерок и лопату, потрудиться на благо Отчизны за достойную зарплату. Думается, что в 20-миллионной агломерации желающих нашлось бы немало.Но мэрия молчит, стройки стоят, снег и грязь не убраны. Все ждут мигрантов.
Складывается ощущение, что кто-то не хочет, чтобы россияне трудились в некоторых секторах экономики. А работали бы там только мигранты, завоз которых в страну прервал кризис. Можно лишь предположить,что теневая, да и легальная миграция в Россию – это огромный и высокорентабельный бизнес, который выгоден и диаспорам, и коммерческим структурам, и криминалу, и государству. И отказываться от него никто не собирается даже несмотря на явные перекосы на рынке труда.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал