Недавно президент Владимир Путин обратил внимание на детей мигрантов. Он отметил, что в Европе и США есть школы, заполненные такими детьми практически на 100%. Это вынуждает местных жителей переводить своих детей из таких учреждений.
Для мигрантов, оказавшихся в большинстве, усложняется встраивание в языковую и культурную среду новой родины. Это в очередной раз подняло проблему обучения детей, которые плохо говорят на русском. Вызвало опасение, что российские школы могут столкнуться с той же проблемой, что и западные.
Трудности с адаптацией детей мигрантов
В современной России проблемы 100%-ной заполняемости школ детьми мигрантов пока нет. Поэтому слова президента выглядят, как задача, поставленная на перспективу:
«В России таких школ, в которых большинство учеников – мигранты, быть не должно. Их количество должно быть таким, которое позволит учителям не формально, а фактически адаптировать их к русскому языку, культуре и ценностям».
На фоне провала западной теории мультикультурализма, повсеместного возникновения анклавов из переселенцев на окраинах западных мегаполисов, постановка такой задачи выглядит своевременно.
Она будет выявлять степень владения этих детей русским языком, их возможность овладения общеобразовательной программой, что обеспечит подбор подходящего психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Для учителей и классных руководителей разработаны курсы и методички по работе с детьми мигрантов.
Обратили на эту проблему внимание и законодатели. Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин отметил:
«Если исследования покажут, что такая проблема действительно существует, и у нас реально есть школы, в которых детей мигрантов большинство, возможно и квотирование. Но при условии, что этим детям будет предложена альтернатива — и их смогут принять в одну из соседних школ».
По словам секретаря профсоюза Ольги Мирясовой «Если в классе нерусскоязычных детей двое или трое, чаще всего это не проблема. Особенно когда мы говорим о начальной школе. Малыши быстро все усваивают. Проблемы возникают с детьми постарше, которые приезжают в Россию и языка не знают».
Она предлагает рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании учителей на специальные адаптирующие занятия для детей, слабо владеющих русским языком.
Как в наших школах встречают детей мигрантов
Комитет по образованию Петербурга сообщает, что сегодня в городе обучаются чуть более 12 тысяч ребят из стран ближнего и дальнего зарубежья. Часть детей хорошо знают язык и учатся наравне со сверстниками, у некоторых возникают сложности. Ребёнок, приехавших из другой страны, полноценно не включённый в коллектив, может стать объектом нападок по национальному признаку.
Директор организации «Дети Петербурга» Екатерина Алимова рассказывает:
«Ребята, которые не очень хорошо знают русский язык, сталкиваются с отчуждением со стороны сверстников, и дело может обернуться изоляцией, если ребенок не суперобщительный».