В эти святые дни Великого Поста, на богослужениях мы читаем молитву Ефрема Сирина.
Давайте обратим внимание хотя бы на первую просьбу.
Начнём с праздности.
«Многой злобе научила праздность» – говорит Священное Писание (Сир.33,28).
В этих словах есть жёсткая, но правда. Большая правда жизни. Праздность. Дух праздности. Это же целый «дух праздности!» «Ничего не хочу делать! Не буду ничего делать! И не знаю, чем себя занять!» Вот в таком состоянии живёт немалое число людей.
От этого нам надо добровольно самим избавляться.
Человек праздный – это ничем не занятый. Праздный человек – это человек пустой.
Человек, ничем не занятый, пустой – он, непременно постоянно грешит. Во-первых, часто он – громкий и заметный. Как погремушка, как пустая бочка. Когда она катится, она слишком громыхает. И, конечно, очень не хочется быть похожим на это существо. Пустое, гремящее, пустопорожнее, бесполезное. Производящее много шума, но не производящее никакого смыслового движения в мире.
Человеку нужно трудиться. Человек должен быть трудолюбив.
Всячески трудиться должен человек. Поскольку, мы имеем душу бессмертную, мы должны совершать душевный, умный труд. Это очень важная задача жизни. Но поскольку мы имеем и тело, тело многострастное и многотребующее, то мы должны и телесно трудиться. Причём, все. Без изъятия всякого. По возможности. Хоть чуть-чуть.
Мне один человек описывал такую трогательную ситуацию. Про то, как в одном из монастырей на покое жил известный митрополит. Этот человек видел план очереди уборки на кухне. «Иеромонах, (например, Дорофей), …послушник, (например, Иван) и митрополит такой-то...» Митрополит «в череде» стоит. Наступает его день. Он одевает поверх рясы фартук, берёт в руки тряпку (или что-то иное, необходимое) и «возится» на этой кухне. Убирает её, приводит в порядок. Это – нормально. Это – не удивительно. Это – хорошо.
Уныние...
Интересно, что праздные, они же – и унылые. Унывают, как правило, те, которые ничего не делают. Есть даже «рекомендации от уныния». Они смешные, но они очень действенные.
Представьте – вот, человека уныние взяло за горло, ему жить не хочется. Он спрашивает у духовника: «Что мне делать?» А тот ему в ответ: «Десять отжиманий, прохладный душ и какое-нибудь полезное занятие!» Человек опять: «А может какую-нибудь молитву почитать?» «Не надо никаких молитв читать. Десять отжиманий, десять приседаний, прохладный, а то и холодный, душ и какое-нибудь полезное занятие».
Всё!! А то, понимаешь: «У меня душа болит...Тоска-печаль... Жить не хочу». И так далее, и тому подобное.
Какую молитву от уныния почитать? – Никакую!!!
Просто, ленивый – он же и унылый. Те, которые возятся и бодрствуют, которые постоянно чем-то заняты, они – не унывают. А если и унывают, то, по крайней мере, не так люто, не так жестоко, как унывает лентяй и ничего не делающий человек.
И, когда человек не занят ничем, приходит диавол и начинает с ним собеседовать. Это есть в литературе, это есть в Библии. Вспомните «Фауста», вспомните другие какие-то произведения. Этот Мефистофель, сопровождаемый серным запахом, он приходит к человеку, который вот замер в кресле, и печалится сидит. Спрашивает: «Что, скучаешь?» Вступает с ним разговор. И после этого разговора начинается беда. А если он приходит и видит: человек занят – он уходит. Опять приходит, а тот опять занят. Он – уходит. Когда бы ни придёт, он всегда занят. Всё время. Всегда.
Иногда городскому жителю полезно подняться вверх по лестнице, не садясь в лифт. Какую-то, кажется, совершенно неважную вещь сделать. Вот просто подняться на лестнице наверх. На пятый этаж, на четвёртый, на восьмой. Кто где живёт. Не садясь в лифт. Вроде бы мелочь. Нет мелочей в духовной жизни. Нет. Кровь разогналась, разбежалась пока ты поднялся. Отдышался. Потом руки помыл. Что-нибудь перекусил такое. А потом вдруг тебе молиться захочется.
Поэтому, дух праздности не должен быть у нас. Должен быть «дух трудолюбия», противоположный. Уныния не должно быть у нас. Должна быть некая духовная бодрость.
Любоначалие.
Вы знаете, что это такое? Это – любовь командовать. Пока человек не поставлен на маленькую командную должность, он даже может не знать, что ему очень нравится командовать. Ну, это можно и так в жизни проверить. Вот, например, если тебя не спрашивают, а ты лезешь с подсказками – значит точно – в тебе эта зараза гнездится. Ты берёшь и влезаешь в чужой разговор. Тебя не спрашивают, «ты мимо шёл».
Но ты уверен, что ты всё знаешь, и ты можешь покомандовать. «Я сейчас вам подскажу! Сейчас я вам скажу! Сейчас вы всё узнаете!»
А уж если человека ставят на какую-то командную должность, ну, тут раскрывается в нём всё, что в нём есть. Тогда уж ...туши свет. Не зря говорят: «Проверь человека – дай ему власть». Маленькую, большую – это уже детали.
Вот ещё что может быть в человеке... Любоначалие. Желание быть выше других, и уверенность тайная в том, что «я выше других, точно». Не знаю, в каждом ли человеке такая тайная зараза живет? Наверно, в каждом. Потому что – все же читают эту молитву. И не даром же её читают.
Ну, и – празднословие.
Праздными могут быть слова. Празднословие. Когда произносятся слова, но, вместе с тем, они могли бы не произноситься. И никто бы не пострадал, потому что в них нет ничего смыслового. Это просто пустой трёп, из которого состоит 95 % человеческого речевого общения. Бывает, люди специально прячут свои мысли за словоблудием, а бывает, просто говорят ни о чём. Вот так, смотришь, все с телефонами. Все непрестанно с кем-то разговаривают. О чём? Там, в общем-то, смысловых вещей не так уж много.
Великое искусство – говорить только то, что нужно. И ни капли больше.
Помните, в книге Экклезиаста есть перечисление? Такое длинное перечисление противоположностей. «Время обнимать – время уклоняться от объятий, время сшивать – время раздирать, время строить – время разрушать, время убивать – время врачевать...» (См. Эккл.3:3-8). Там длинный перечень. И там ещё есть: «время говорить – время молчать».
И вот, однажды, я прочёл такую интересную мысль. Делюсь с вами ею. Один человек сказал: «Всё то, что Экклезиаст перечислил, невозможно делать одновременно. Нельзя зашивать и раздирать одновременно. Нужно вначале зашить, потом – разодрать. Или – разодрать, потом – зашить. Также строить, разрушать. И только одну вещь можно делать одновременно. Говорить и молчать».
В каком смысле? В том, что можно много сказать и ничего не сказать. Говорил, говорил, говорил, говорил. – «А что он сказал? – Не знаю».
Так бывает и с проповедью. «Какая проповедь была хорошая! – А что там сказал батюшка? – Ой, а я всё забыла». У нас в церквях это анекдот такой. На всю Церковь размазанный, как масло по бутерброду.
Типа, вроде помню. А – не помню. Вроде знаю. А – не знаю. Вроде чего-то говорил, говорил. А что сказал-то? А чего приходил-то? – Не знаю.
Понимаете – «празднословие». Для того, чтобы научиться правильно что-нибудь говорить, нужно научиться молчать.
Но не может человек молчать. Даже полчаса не может. Нет-нет, да и вырвется. Знаете, такое, как у лягушки -путешественницы: «Ква! Это я – понимаешь – лечу!»
А значит – и не умеет говорить. Потому что Давид сказал: «Я умолчал, я положил печать на уста. И в сердце моём разгорелся огонь» (Пс.38). Когда уста молчат, сердце продолжает думать или молиться. И там огонь разгорается. И потом, когда человек открывает уста после перерыва, этот огонь прямо вырывается. Ощутимо и сильно. Опаляет людей слушающих. Люди думают: «Боже, откуда он это знает?» А это он молчал, думал и молился. Сердце разогрелось, как котёл. Уста раскрылись, и жаром пахнуло таким. «Ничего себе! Вот это слово! Вот это сила!» Словом же можно весь мир развернуть в любую сторону. Слово – это же страшная сила. Действительно – страшная сила. Но оно даётся тому, кто умеет молчать. Кто молчать не умеет, у того слова бессильны.
Итак. Научи нас, Боже!
Уметь сдерживать свой язык. В быту, в семье, на работе, где-то там, сям. Нужно быть деятельным и активным. Сопротивляться унынию. И не стремиться начальствовать над людьми. Если Бог захочет, он тебя поставит. Бог знает кого из какой грязи вытащить, и на какую высоту поставить. Сам не лезь. Тебя позовут. Не переживай. Заметят. Не забудут. Если нужно будет, скажут: «Эй, тебе нужно сесть повыше!» Так и Евангелие говорит.
Аминь. И Богу – Слава.
Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.
Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь