Роман «Авиатор» был написан в 2016 году. Через 5 лет его впервые поставили на театральных подмостках — на сцене «Школы современной пьесы».
Всё началось с поста в Facebook. Это была цитата из книги, которая звучит в финале спектакля. Молодую актрису Алину Кушим сильно задели слова «прекрасного в своём одиночестве авиатора, что летит по жизни со слабой надеждой взлететь», но взлетает и видит мир под своим углом, где все, даже милые сердцу люди, становятся просто точками... Книгу. Надо срочно купить роман Евгения Водолазкина и прочитать его.
После прочтения Алина решила, что сюжет нужно выводить на сцену. И она сама это сделает. Сама будет режиссёром. Четыре года Кушим думала над сценографией, какими выразительными средствами показать эту историю: «Главный герой спектакля — метафора современного русского общества и каждого отдельного человека в нём. Все мы, подобно Платонову, стараемся осознать события истории нашей страны и понять своё отношение к ним. Без этого сложно разобраться в себе и выбрать свой путь. Надеюсь, что наша идея сработает».
Спектакль даётся тяжело, долго, но желание не пропадает, лишь усиливается. Помогает поддержка автора текста: Водолазкин одобрил инсценировку, включая те сцены, которых нет в книге, и даже специально для постановки написал финал. Кто читал книгу, помнит, что в финале не понятно: то ли умирает герой, то ли нет.
Старшее поколение признало вторичность «Авиатора» Водолазкина по отношению к Солженицыну и Шаламову. Но создатели постановки считают, что нужно делать театральную историю и для других, новых поколений, кто, возможно, ещё не дошёл или сознательно сторонится выше упомянутых авторов. Отсюда такая зрелищность и свежий подход к изложению, где видеоряд открывает то, что обычно театральный зритель додумывает, потому что не может дотянуться взглядом до эмоции героя, уткнувшегося в плечо партнёра по сцене.
Зацепили белые стены в начале повествования и постепенное появление на них рисунков из памяти героя. Такие несовременные, детализированные, не граффити, а как будто зарисовки на полях тетрадки гимназиста начала ХХ века, по которым сразу понятно, о чём думает молодой человек во время урока.
Художник-постановщик спектакля «Авиатор» Александра Дашевская призналась, что хотела «визуально выразить взгляд человека на мир, который кардинально изменился, пока он был в некоем забытьи. Через внешнее выражение хотелось показать какое-то внутреннее состояние. Мир стал изломанным, искажённым. Он потерялся. И вместо него выросло что-то другое. Хотелось выразить вот эту изломанность и красоту ушедшего мира, эту грусть и рефлексию по чему-то прекрасному и ушедшему».
Кстати, по роману «Авиатор» уже делают киносценарий. Посмотрим, каких спецэффектов туда напихают, чтобы понравиться молодому поколению и удивить искушённого кинозрителя. Есть же стереотип, что у всех молодых клиповое сознание, визуальное мышление и что фильм не будут смотреть, если там нет кучи компьютерной графики и спецэффектов.
«Моя десятилетняя дочь внезапно попросила посмотреть кино про... барона Мюнхгаузена, — рассказывает Алексей Гнилицкий, сыгравший Иннокентия Платонова. — Я посоветовал найти фильм Захарова. Нашла. Два часа смотрела и... хохотала. Она в этом фильме нашла для себя бесконечный смешной процесс. Нельзя недооценивать сегодняшнюю молодёжь. Если нам интересно то, что мы делаем на сцене, то мы в праве ожидать, что это будет интересно и зрителю. Мы не можем угадать, какой зритель придёт на спектакль, и что вообще нужно молодому поколению.»
С премьерой, «Авиатор»! С премьерой, «Школу современной пьесы» и команду создателей постановки! Нам понравилось. Приходите и вы на Неглинную ул., д. 29, с. 1. Следующий «Авиатор» взлетит здесь уже в мае: 4-го и 26-го.
Анжелика ЛУКИНА, фото Екатерины МАРИНИНОЙ
Если было интересно и полезно, поставьте лайк.
Подписывайтесь на канал «Культурная Карта».
Предложите свою точку для нашей карты.
Предложения и приглашения пишите в чате.