Найти тему
Музеи мира

Сувениры из музеев перестали быть стыдными. Давайте убедимся в этом

Сувенирная продукция Третьяковской галереи
Сувенирная продукция Третьяковской галереи

Не знаю, как вы, а я люблю до беспамятства все музейные магазины. И те, что с тремя магнитами, сделанными по технологии из 90-х: фото из принтера между пластмассовыми пластинками, и те, что с ассортиментом отличного дизайнерского магазина. Безусловно, у меня есть любимцы, например, музейный магазин при музее «Луизиана» (музей современного искусства в Дании под Копенгагеном). Все предметы в нем наполнены ультрасовременным скандинавским дизайном. От мебели до приспособления для намотки наушников, чтобы они не запутались.

Сувенирный магазин музея "Луизиана" (Дания)
Сувенирный магазин музея "Луизиана" (Дания)

Аналогичные чувства я испытывала в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА)– признанном лидере музейного дизайна. Именно знаменитый МОМА придумал не просто выпускать футболки с принтами (многие музеи за последнее десятилетии поднаторели делать такую продукцию самостоятельно), а создать коллаборацию с известным японским брендом UNIQLO . Это позволило выпускать не просто какие-то разноцветные футболки с картинами из коллекции, а продуманно выпускать хорошего качества продукт. И не просто продукт, а продуманные компании по популяризации современного (а теперь уже и не только современного) искусства. На вещах изображены знаковые произведения Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга: к примеру, футболки с известными «Банками с супом Кэмпбелл» или граффити «Бумбокс». Сейчас они прочно вошли в гардероб одной трети мира, Лувр в 2020 году подхватил эстафету и выпустил с UNIQLO свою линейку, а ведь все это начиналось всего 7 лет назад, на наших глазах. Так незаметно для нас мир музея выходит на массовый рынок и приносит музеям деньги, которые им не так-то просто заработать, занимаясь своей основной деятельностью.

совместная продукция фирмы UNIQLO и Музея современного искусства (MOMA)
совместная продукция фирмы UNIQLO и Музея современного искусства (MOMA)

Российские музеи тоже начинают выпускать достойную сувенирную продукцию, пока это еще очень локальные истории. Эрмитаж - качественно, но предсказуемо. Третьяковка: сумка с картиной Кандинского, шарф – с "Лунной ночью на Капри" Айвазовского, много всякой канцелярии с работами известных художников. Даже наволочки для подушек и пледы. А недавно появились отличные носки с принтами из работ авангардистов. Третьяковка сотрудничает и с дорогими производителями, так буквально в прошлом году Bernardaud (фарфоровый бренд) и Государственная Третьяковская галерея представили совместную коллекцию, созданную специально для России. Фарфоровый чайный сервиз «Наследие Третьяковской галереи» украшен работами Ивана Шишкина. «Певец русского леса» отлично «заходит» за рубежом и служит визитной карточкой русского традиционного искусства. Подарочный набор из двух чайных пар из фарфора был выпущен тиражом в 100 экземпляров (раскупили все сразу и за большие деньги). Теперь мы можем сказать, что российские музеи встали на одну линию с зарубежными, так как ранее Bernardaud выпускали коллекции с работами Джеффа Кунса, Жоана Миро, Марка Шагала.

недешевые сувениры из ГТГ
недешевые сувениры из ГТГ

В ГМИИ им. А.С. Пушкина тоже отличный мерч: постеры, магниты, открытки, блокноты, тетради и платки. А металлические значки с персонажами полотен в исполнении этого музея стали одними из лучших среди этого сегмента. Одежда с запоминающимися принтами не оставит равнодушным: свитшот с цитатой Пикассо "Дайте мне музей, и я заполню его" или футболка опять же с фразой гения "Я не ищу. Я нахожу".

прекрасная сувенирка из ГМИИ
прекрасная сувенирка из ГМИИ

Ну а чтобы всегда быть в тренде, нужно идти в «Гараж». Ассортимент очень креативный: свечи ручной работы, виниловые пластинки и даже переводные татуировки. Есть и типичный музейный набор: карандаши, блокноты, чехлы для телефона и сумки. Многие сувениры традиционно – органичное продолжение выставок "Гаража", но много и нового, украшения из переработанного пластика, к примеру.

Музейный мерч, к счастью, уже давно не новость, а стильный тренд, который в том числе помог хоть как-то продолжить зарабатывать музеям в карантин. А вы понимаете, что закрытие таких огромных институций привело к фактическим дыркам в бюджетах. Напомню, что европейские музеи до сих пор закрыты и вынуждены прикладывать всевозможные усилия, чтобы остаться на плаву. Например, рижский Zuzeum стал партнером модной европейской доставки из ресторанов, и теперь рижане могут зайти в приложение и найти среди пиццерий и суши Zuzeum. В меню — работы, которые можно заказать домой. Правда, привезут распечатанный гид по выставке и билеты, которые можно будет использовать после открытия. А вообще я много пишу о своем музейном опыте, буду рада любым вашим откликам.