Восьмая серия. Back in USSR
Оторвем свой взгляд от Запада и посмотрим советский фильм середины 60-х годов «Июльский дождь». 60-е называют «оттепелью», и именно ей мы обязаны появлением таких имен как Михаил Ромм, Григорий Чухрай, Георгий Данелия, Кира Муратова, Эльдар Рязанов, Элем Климов… В это время цензура не то чтобы перестала существовать, просто стало чуть-чуть можно многое из того, что раньше было запрещено. А, значит, и творить художники смогли чуть-чуть смелее.
Когда вы смотрите фильмы 60-х, первое, что важно держать в голове – снимали тогда на пленку, которую старались экономить, поэтому каждый кадр выстраивали очень вдумчиво, не кино – а шедевр фотографии. И это, кстати, можно сказать о любом фильме середины века, не только советском.
«Июльский дождь», снятый Марленом Хуциевым недавно отреставрировали и сейчас показывают на большом экране (например, в кинотеатре на Калининском проспекте Новом Арбате). Это очень атмосферная, очень московская и очень интеллигентская история о людях, которые переживают кризис 30 лет. Кстати сказать, в этом смысле за истекшие полвека мало что изменилось – современные 30-летние переживают точно такой же кризис. Признание и профессиональная реализация, устроенная личная жизнь и формирование новых смыслов для привычных вещей – вот это все, что до сих пор нам важно.
Поскольку герои «Июльского дождя» интеллигентные люди в кризисе, а создатели фильма концентрировались на другом, интерьеры нам придется рассматривать, вглядываясь во второй план.
Вот жилище Владимира. Это почти вся обстановка (там еще череда цветов на подоконнике)! Да, по-спартански скупая, но посмотрите, какой выдающийся трон ему подыскали постановщики! (Если вы знаете, где такой взять, пожалуйста, напишите). Сейчас такой стиль назовут минимализмом с ярким акцентом.
Второй интерьер – «один дом, который прекрасен тем, что там всегда весело, всегда разный народ и всегда чей-нибудь день рождения». Обстановка здесь уже больше похожа на то, что мы называем «бабушкин интерьер». Эй, товарищи снобы, а ведь это безумно стильная обстановка. Сейчас такие вот кресла после реставрации стоят бешеных денег! А похожие серванты и горки выпускают дорогие мебельные бренды. Хозяева этой квартиры, которые так не важны для сюжета, что нам их даже не представляют, скорее всего, получили эту квартиру совсем недавно и еще не успели достать по спецзаказам всю необходимую мебель. Однако супер-стильный немецкий сервант все-таки «наполнили» книгами.
И, наконец, коммуналка Лены. Это уже совсем другое жилье. Просто добавьте ярких цветов в эту черно-белую картинку и получите практически интерьер из Икеи. А репродукции европейской живописи – дань моде (да-да, посмотрите почти любой другой советский фильм тех лет, и вы увидите похожие картинки на стенах).
Вторая комната – столовая, гостиная и спальня мамы героини. Здесь очень заметно, что в середине прошлого века книги занимали значительное место в быту советского человека. Вот радиола накрыта. Кстати, тогда было принято накрывать все, что можно и «недоработка» хозяйки в этом направлении – тоже штрих к портрету. Большая часть мебели в этой комнате, скорее всего, осталась от прежних хозяев всей большой квартиры, нарезанной позднее на коммунальные комнаты. Даже печка-голландка выдает «знатное» происхождение жилища, с которым приходилось мириться простым (и не очень) советским гражданам.
Вот еще пара зарисовок о быте 60-х: зацените «хэндикам» и импровизированный мангал. Уголь они, похоже, тоже раздобыли в лесу, а не прихватили его с собой.
А вообще, «Июльский дождь» - это не про интерьеры и быт. Это про город. Здесь совсем другая Москва! Она еще не успела похорошеть стараниями двух последних наших мэров, и местами больше похожа на небольшой уездный городок.