Найти тему
Библио-лаборатория

"Игра престолов" как самое удачное реалити-шоу в мире

Наверное, даже самые далекие от фэнтези и фантастики люди сегодня хотя бы краем уха слышали (или даже краешком глаза видели) о Джордже Мартине, его фундаментальной эпопее «Песнь льда и пламени» и еще более фундаментальной экранизации этой эпопеи «Игра престолов». Я лично знаю людей, который в жизни не прочитали ни одной книги в жанре фэнтези (а многие и просто ни одной книги не прочитали за пределами школьной программы), но при этом просмотрели сериал, что называется, «от корки до корки».

Популярность франшизы бьет все рекорды. Общий тираж книг серии уже перевалил за 60 миллионов (и явно на этом не остановится), десятки миллионов зрителей сериала, не говоря уже о компьютерных играх и побочной продукции: сувенирах и прочем. О причинах такой мегапопулярности написаны километры критики, но, на мой взгляд, она не до конца проясняет ситуацию. Давайте взглянем чуть поподробнее.

Конечно, я не склонен ни в коей мере умалять литературные достоинства цикла, как и талант глубоко уважаемого мной Джорджа Мартина. Все это даже не обсуждается. Однако тем не менее я никак не могу назвать Мартина одним из величайших писателей современности, в равной мере как и к создателям сериала не могу примерить титул величайших режиссеров. Но — десятки миллионов читателей и зрителей говорят сами за себя. Так в чем же причина?

-2

Сам Мартин не раз говорил, что при создании цикла черпал вдохновение из трех источников:

1. Произведений Толкиена - что вполне понятно и дополнительных пояснений не требует.

2. Произведений Джека Вэнса - что понятно до некоторой степени. Как ни крути, а Вэнс - один из лучших мастеров литературного стиля в современной фэнтези, один из тех, кто положил начало превращению довольно утилитарного приключенческого жанра в подлинную Литературу.

3. Произведений Мориса Дрюона. Собственно, уши «Проклятых королей» торчат из «Песни льда и пламени» направо и налево, и это заметно даже без дифирамбов в адрес французского писателя со стороны самого Мартина, который на них не скупится.

Для моего анализа особенно важен последний пункт, поскольку именно он, как мне кажется, пересекается с циклом Мартина в главном: количестве персонажей.

-3

Я считаю, что, как это ни парадоксально звучит, именно в чудовищном количестве персонажей и бесконечном числе связывающих их между собой интриг и кроется причина столь бешеной популярности франшизы, созданной фантазией Джорджа Мартина. Да-да, критики частенько ставят это ему в упрек, и, возможно, чисто с литературной точки зрения они правы, но мы-то сейчас разговариваем о популярности, а не о чистоте литературного стиля.

До сих пор большинство художественных «долгоиграющих» сериалов, и литературных, и особенно — телевизионных строились вокруг одного главного героя или небольшого количества героев. Но эта тенденция родилась давно — в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. С тех пор кое-что произошло, а именно — появился интернет, опутавший своими электронными щупальцами весь мир и многократно ускоривший нашу «информационную жизнь». Рассуждать о том, хорошо это или плохо, бессмысленно, да и не имеет отношения к статье, а вот что имеет — это то, что с ускорением информационного обмена стало заметно меняться и восприятие художественных произведений, будь то тексты или видеоряд.

Франшиза Мартина — яркий тому пример, хотя на первый взгляд и может показаться, что я ошибаюсь с точностью до наоборот (где твиттер и тик-ток, и где многотомная стопка толстенных «кирпичей» и многосезонный сериал!). Но я не зря уже обращал раньше внимание на рекордное количество персонажей. Моя теория состоит в том, что современному зрителю и читателю сложно удерживать длительное внимание на одном-двух главных героях. Ему, продукту сетевого скоростного века попросту не хватает информационной насыщенности, ему кажутся скучными и пресными старые неторопливые фильмы, книги и сериалы, где все сводится к переживаниям и судьбам одного-двух человек. Недаром экраны больших кинотеатров прочно оккупировали фильмы, которые буквально бьют по чувствам зрителей - взрыв красок, оглушительный объемный звук и музыка, спецэффекты, и, чаще всего — бешеная скорость, действие, действие и еще раз действие, чтобы зритель не успевал опомниться — то есть заскучать.

-4

История Железного Трона выстроена чуть тоньше, но по сути является таким же удобным для потребления инфозависимых людей продуктом, только вместо непрерывного нарастания прямого действия Мартин использует усложнение сюжета и увеличение числа персонажей, а если они перестают помещаться у него в голове, он применяет старый добрый писательский прием — лишних всегда можно поубивать, и схему упростив, и драматизма добавив. Конечно, чтение процесс чуть более интеллектуальный, а вот на примере сериала это заметно очень хорошо.

Знаете, что мне напоминает «Игра престолов», если очистить ее от сказочного антуража? Бесконечные реалити-шоу в стиле Дома-2. Не стоит думать, что это чисто отечественное изобретение — аналогов полно во всем мире, и все они пользуются немалой популярностью. Сами подумайте — множество появляющихся и исчезающих по ходу съемок персонажей, вовлеченных в бесконечные интриги ради полумифической цели — победы в финале. Оденьте их в кольчуги, дайте им мечи и топоры, да замените «отчисление» из проекта казнью или случайной гибелью — и вы с трудом заметите разницу.

А знаете что? Ольга Бузова в роли эдакой владычицы-майар, присматривающей за порядком во вверенной ей вселенной звучит настолько сюрреалистично, что даже мне нравится. Может, подкинуть идейку продюсерам телеканала «Ю»?