Солигорский "Шахтер" на правах чемпиона вкатывается в сезон, не замечая соперников. В роли движущей силы наряду со старожилами — многочисленные новобранцы команды, с которыми самое время знакомиться поближе. То, что одной из прим станет албанский хавбек Валон Ахмеди, главный тренер горняков Роман Григорчук ясно дал понять еще в межсезонье. Так и вышло: полузащитник застолбил место в стартовом составе. На днях Валон рассказал football.by, как обживается в Беларуси. Спойлер: проблем с этим нет. Какие могут быть проблемы у человека, который знает восемь языков и за несколько месяцев уже почти выучил девятый — русский?
— Рассказывай, как прошли твои первые месяцы в "Шахтере"?
— Все отлично! Мы показываем хороший компактный футбол. Мы все лучше понимаем друг друга на поле. Мы один за одного, все вместе, как и должно быть в настоящей команде. В "Шахтере" футболисты высокого уровня, индивидуально сильные, а все вместе мы классная команда. В клубе позитивная атмосфера, так что я полностью счастлив в Солигорске. Надеюсь, помочь клубу, насколько позволяют мои игровые качества, достичь всех целей, которые стоят перед нами в этом сезоне. А их немало.
— Долго думал, перед тем как принять предложение из Беларуси?
— Не особенно. У меня тут просто друг играет — Элис Бакай из "Руха". Когда мне сказали об интересе "Шахтера", я сразу же набрал ему, расспросил, что да как. Элис сказал, что на сегодня солигорцы — самый серьезный клуб в стране, с большими амбициями. Он ставит цель не только защитить чемпионский титул, но и выйти в групповой раунд еврокубков. Для меня это то, что нужно. Я уже играл с "Марибором" в группе Лиги чемпионов. Разумеется, очень хочется повторить тот опыт уже с "Шахтером". Так что думал недолго. И не пожалел — то, что увидел в Солигорске, меня реально впечатлило. Инфраструктура и организация — на высочайшем уровне. У игроков есть все, что нужно. Можно не думать ни о чем, кроме как о футболе — выходи, работай, тренируйся и достигай результата.
— Чемпионат у нас специфический — тебе сложно привыкать?
— А мне нравится! Белорусская лига — самая сильная из тех, где я играл. По крайней мере, в том плане, что здесь нужно быть хорошо готовым физически. Это мне по душе. Такие футболисты, как я, должны быть агрессивными. Техника — это хорошо, но если моя команда потерял мяч, я должен быть готов сразу же вступить в борьбу и отвоевать его обратно. Мне это больше нравится, чем лиги, в которых все завязано только на техническом оснащении. Как я уже говорил, я очень счастлив в Беларуси.
— А если вынести футбол за скобки?
— Ничего не изменится. Не скажу, что мне нужно к чему-то здесь привыкать. Чувствую себя нормально. Живу не в Минске — в Солигорске. Это как раз то, что нужно для профессионального футболиста — место, где можно полностью скоцентрироваться на работать и выкладываться на тренировках по максимуму. Ничто не отвлекает. Сейчас нужно все внимание уделять футбольной карьере — она коротка. В Солигорске есть для этого все возможности. Особенно тренировочная база — это просто топ!
— Как относишься к тому, что весной много матчей приходится играть на синтетике?
— Это доставляет некоторые проблемы, но ничего не поделаешь. Все находятся в одинаковых условиях. Тем более мы уже провели столько игр на искусственных покрытиях, что успели привыкнуть.
— А с какими именно лигами из тех, где ты играл, сравниваешь нашу "вышку"?
— Их было много. Например, словенская. Я выступал там пять лет, выигрывал чемпионство с "Марибором", играл в Лиге чемпионов. Это большой клуб. Но главный упор на технику. В Израиле тоже постоянно возятся с мячом. В Беларуси все иначе. Если ты готов физически, тебе будет легче со всем остальным. На самом деле, я считаю, что в Беларуси отличный уровень.
— Он способен дать "Шахтеру" путевку в групповой этап еврокубков?
— Сейчас сложно сказать. У нас много новых футболистов, мы только два месяца играем вместе. Но думаю, эта команда способна на многое. Мы действительно очень хорошо стартовали: одержали пять побед в чемпионате и вышли в полуфинал Кубка. Однако, уверен, мы способны на большее. Если проделаем хорошую работу и будем помогать друг другу.
— Ты родился в Македонии, учился футболу в Италии, играешь за Албанию. Как так вышло?
— Давай скажем, что я гражданин мира. Да, я родился в Охриде, это Северная Македония, но в детстве с родителями переехал и много лет жил в Италии. Там же занимался в академии "Зюдтироля". Это команда из третьей лиги, серии "С", но в Италии даже на таком уровне просто замечательная школа. Апеннинский опыт мне очень сильно помог: я стал значительно больше понимать в тактике, а это одна из самых важных вещей в футболе. Потом выступал в Словении, Израиле, Хорватии, а до "Шахтера" в Северной Македонии за "Шкендию".
А что касается сборных, то я долго не выбирал. У меня албанская кровь, поэтому здесь вопрос вообще не стоял. Хотя у меня есть три паспорта — албанский, итальянский и македонский. Вообще, мне всего 26 лет, но, считаю, уже получил большой опыт. Сейчас попытаюсь применить его в Беларуси.
— "Шкендия" же как раз недавно гарантировала себе чемпионский титул в Северной Македонии.
— Да, получается, и я приложил к этому ногу. Это очень серьезный клуб, думаю, сейчас он входит в топ-6 на всех Балканах. Да и вообще футбол в Македонии прогрессирует — сборная вот впервые попала на топ-турнир.
— "Шахтер" теперь теоретически может встретиться со "Шкендией" в Лиге чемпионов?
— Да, тоже думал о том, что это возможно. Будет ли сложно? Время покажет. До еврокубков еще далеко — сейчас нам необходимо полностью сконцентрироваться на национальном чемпионате.
— Один из двух матчей за национальную сборную Албании ты ведь сыграл также против македонцев.
— Да, это было немного странно. Необычные ощущения. Тем более я играл в Македонии, моя семья там живет. Но в футболе так бывает. Сейчас, кстати, очень надеюсь вернуться в сборную. Знаю, что за мной следят. Постоянно поддерживаем связь с тренерским штабом. Там смотрят игры "Шахтера". В Албании знают, что это серьезный клуб. Надеюсь, что смогу своей игрой заслужить вызов.
— Читал, что ты знаешь какое-то нереальное количество языков. Сколько?
— Мой родной — албанский. Также, конечно, английский, итальянский. Еще немецкий, а также ряд балканских — хорватский, сербский, словенский, македонский. В каждой стране, где играл, учил местный язык. Русский тоже осваиваю давно, а в последние месяцы уделяю этому время каждый день. Для меня это не очень сложно. Считай, что уже все понимаю. Когда тренер что-то объясняет, переводчик мне уже не нужен. Это правильно: если приезжаешь в другую страну, нужно пытаться понимать местных и говорить с ними.
— (Вопрос по-русски) В таком случае когда мы с тобой сделаем интервью на русском?
— (Отвечает также на русском) Давай через два месяца. Думаю, тогда буду понимать больше и говорить лучше.