Найти в Дзене

Быть или не быть? Быть!

В доме художника в симферополе открылась выставка молодёжной секции Крымского республиканского отделения ВТОО «Союз художников России» под названием «Мой мир», где представлены 69 работ живописцев и графиков, возраст которых не превышает 35 лет.

Е. Стефаненко. «Портрет в мастерской»
Е. Стефаненко. «Портрет в мастерской»

Скажу сразу: молодёжь у нас талантливая, видящая мир в светлых и жизнерадостных тонах. В экспозиции — натюрморты, пейзажи, портреты, декоративные работы, выполненные в разных техниках. Ребята пишут маслом, акрилом, темперой, гуашью, акварелью, рисуют тушью, разноцветными мелками, углём и карандашом. В их творениях отражены красота природы родного края, архитектура, цветы, плоды и, конечно же, люди. Любимой натурой пока являются сами художники — представлен ряд автопортретов, где молодые творцы внимательно вглядываются в знакомые черты, пытаясь, возможно, таким образом найти жизненную дорогу, которая в современных условиях будет ой какой непростой. Они это чувствуют и ищут подсказку в силе своего таланта. Через это гамлетовское «Быть или не быть?» судьба проводит всех, и случается, что мы встречаем мастеров кисти за прилавками магазинов, среди телеведущих, секретарей творческих организаций. И не их это вина, просто слишком велика конкуренция и малы пробивные способности. Тем не менее большинство художников упрямо идёт по избранному пути, осваивая все разновидности профессии. Сейчас мало кто скажет: «Я только живописец!», поскольку ради куска хлеба приходится и урны красочными орнаментами расписывать, и элитные похоронные венки составлять, и мебель перекрашивать под вкус заказчика, и картинки на шоколадках рисовать пищевыми красителями по особой технологии, и торты декорировать. То, что поначалу выглядит круто, проходит этакую «школу молодого бойца», где ребятки оформляют стенды и рекламу, рисуют портреты на улицах приморских городов, продавая тут же пейзажи и расписанные камни.

-2

Художников много — рабочих мест мало. Театры и профильные вузы можно по пальцам пересчитать, клубов чуть больше… Приходится быть самозанятыми, расписывая птичьи перья и скорлупу страусиных яиц, всяческие тарелки и кружки, делая панно и т. д. При этом наши мастера продолжают не изменять хорошему вкусу, гармонии цвета… «Как это может не быть работы? — изумился один из художников старшего поколения. — Просто не все хотят заниматься предлагаемым, использовать все возможности!». Да, не каждый будет взбираться на леса, расписывая убранство храма где-то под куполом и смешивая краски не на палитре, а в ведёрках. Тем не менее взбираются и пишут, и не только мужчины, но и девушки, выводя кистью каждый завиток орнамента, святые лики, высвечивая белилами крылья ангелов и золотом — нимбы над головой Творца, Богоматери и апостолов. Талантливый и трудолюбивый человек всегда найдёт себе применение, даже на поприще искусствоведа или реставратора. Ну а для творчества остаются выставки, где можно самовыражаться, как душа желает. Другое дело — купят ли работу с вернисажа? Как правило, это бывает достаточно редко — при всей прелести представляемого, затраченных энергии и средствах. Покупатель говорит: «Дорого», но если бы он зашёл в магазин, где продают товары для художников, он бы ахнул, глядя на ценники. Получается, стоимость картины — не за само произведение, а чтобы окупить расходы.

Я. Лавришева. «Осенний натюрморт»
Я. Лавришева. «Осенний натюрморт»

Однако вернёмся к экспозиции, тем более что молодая энергетика делает её особенно приятной для восприятия. Лично мне как-то сразу приглянулась работа «Вечереет. Ростов Великий» Татьяны Редьки, написанная маслом на холсте в сдержанной цветовой гамме. А взгляд посетителя, скорее всего, поначалу остановится на контрастном жизнеутверждающем «Осеннем натюрморте» Яны Лавришевой, где очень сочно написаны тыква, цветы, плоды граната и хурмы. Это яркое полотно не зря повесили в центре экспозиции. Там же разместился и «Автопортрет в мастерской» Елизаветы Стефаненко: девушка пишет себя на фоне окна, показывая незатейливые будни трудолюбивого художника. А Лилия Квятковская на своём «Автопортрете» присела у стены в длинном женственном платье и суровых ботинках-вездеходах, очевидно, символизирующих, как много приходится исхаживать различных мест в поисках желанной натуры. Кокетливая причёска в стиле пушкинских времён и вечерняя сумочка выдают в ней романтичную натуру и подчёркивают внутреннюю борьбу между женским началом и призванием. Она прижалась к стене и словно ищет поддержки в выборе будущего, сомневается, не делает ли ошибку на развилке двух дорог… В свою очередь, Владислава Турская уже определилась, посвятив жизнь творческим путешествиям. Даже её маленький пейзажик «Рыбный порт в старом Яффо» излучает энергию, жизнерадостность и уверенность. Чувство радости можно заметить в работах «Пионы на свету» Анастасии Бойко и «Весенний натюрморт» Полины Постниковой, где цветы освещены солнцем, а тени лишь подчёркивают контраст и объём изображаемого. Декоративно и очень симпатично написан натюрморт «Приближение дождя» Лилии Гайдук…

Т. Редька. «Вечереет. Ростов Великий»
Т. Редька. «Вечереет. Ростов Великий»

По сути, выставку (по большей части представленного) можно назвать женской. То ли барышни нынешнего поколения талантливее кавалеров, то ли мужчины постепенно отдаляются от профессии художника, предпочитая дизайнерские цифровые технологии? Да, мир меняется, но ничто не заменит созданного человеческими руками и творческой душой. Не исключено, что понимание этого вернёт всё на круги своя, чётко разделив категории искусства и компьютерных технологий, живописи и фотографии, декоративно-прикладного творчества и массового ширпотреба. Чтобы это осознать, необходимо поднимать уровень культуры, который в массе своей стал усреднённым, упрощённым и стремящимся к примитивизму. Возможно, так легче и проще существовать в этом мире, но не хватает этакой «вишенки на торте», не развивается важнейший эмоциональный интеллект. Как говорил Михаил Задорнов, «файлы остаются пустыми»…

Светлана ЕФРЕМОВА
Фоторепродукции автора