По плану компании Sony Призрак Цусимы, должен был стать последним эксклюзивом уходящего PS4 перед запуском PlayStation 5. Но консоль явно рано списывать со счетов - впереди еще как минимум пару лет переходного периода. Нельзя просто так сбрасывать со счетов многомиллионную аудиторию со счетов.
Авторы серии Infamous - она же "Дурная Репутация" в отечественной локализации решили попробовать себя в новом жанре и сеттинге. С учётом большой любви Sucker Punch Productions к персонажам, которые могут чуть ли не в одиночку изменить целый мир. На этот раз вместо мета-людей со сверх способностями на поле боя приходят самые настоящие Самураи из Японии XIII века. За основу взят исторический момент захвата Монголами - острова Цусимы и героических войнов, которые до последнего стояли за свою землю. Этакие 300 спартанцев. Игра получила название "Ghost of Tsushima" (Призрак Цусимы) и стала своего рода эволюцией в студии, где многолетний опыт команды открыл для игроков новый опыт и новую франшизу. Вероятно что Sucker Punch может вернуться к серии Infamous уже совсем скоро - ведь смерть Коула Макграта так и не подтверждена. Но сейчас самое время окунуться в древнюю Японию.
Дзин Сакай – молодой самурай и главный герой игры уже в самом начале игры бросается в бой вместе со своим дядей Симурой против армии Монголов, высадившимися на берег острова Цусимы. При этом стоит помнить, что Дзин - обычный человек без каких либо сверх способностей. В бою получает тяжелые ранения, терпит неудачу в схватке с Ханом и чудом выживает, благодаря японке Юне.
Самураи Дерутся с честью
Вам предстоит решать для себя как Вы будете вести дальнейшие бои. Как настоящий Самурай - открыто бросая вызов в лицо. Или Призраком, вырезая противников тихо, используя для этого стелс механики. И если Дзин хочет идти в бой открыто, то Юна просит скрытно покинуть деревню, что уже не по кодексу.
В отличие от геройской линии или злодейской в Infamous - вся мораль Дзина сводится к двум простым вещам быть как Самурай или же резать Монголов как Призрак. Ваша задача победить Хотун-хана, использующего любые уловки и методы для захвата Цусимы. Эволюция Хотуна и Дзина протекает через весь сюжет так как оба персонажа начинают перенимать черты друг у друга, чтобы лучше понять своего врага. За Дзином интересно и весело играть. С каждым новым уровнем или убитым врагом, он становится грозным войном. Так в ход идёт не только верная катана, но и короткий клинок (привет Assassin's Creed), лук, кунаи, дымовые бомбы и другие.
Призрак или Самурай
Вы всегда можете импровизировать во время штурма фортов. Зашли на территории врага, призвали Монголов сражаться, используя способность смертельной серии разбираете первых врагов и уже врываетесь в толпу, где главная цель местный Хан, за убийство которого можно получить новый приём. Открытые бои достаточно зрелищные и полны эффектов из-за отсутствия наведения на конкретного врага, удары приходится парировать со всех сторон, попутно уклоняясь от стрел лучников. Если Вы не хотите шуметь, тогда сперва при помощи лука, убираете лучников, используете диверсионную тактику скрываясь в траве или используя паркур залезаете на возвышенность и как бравый ассасин обрушиваетесь на врагов со спины, когда они того не ожидают. Минимум шума и максимум трупов, заставят монголов слагать про Вас легенды и бояться одного лишь упоминания Призрака.
Механика открытого боя базируется на 4 разных стойках, которые эффективны против разных типов противников: мечников, врагов со щитами, амбалов, врагов с длинными копьями. Стойки обладают разными анимациями и затратами. Например освоив мастерский пинок ногой, можно будет разбирать без особых проблем тяжеловесных амбалов или врагов с копьями. А вращаясь с катаной можно атаковать врагов по площади. Освоив механику парирования и уклонов, Дзин будет стремительно аннигилировать пачки монголов. Конечно не обходится и без атак, которые подсвечиваются красным цветом без возможности блокировки. Но со временем все работает на уровне рефлексом (Привет соулслайк игры)
Нельзя оторваться
Путь модели развития Assassin's Creed: Одиссея даёт порядка 60 часов геймплея включая все сайд-квесты. Фактически это чуть ли не самый длинный сюжетный эксклюзив для Sony. И даже на этом не остановились. С патчем 1.1 завезли совместный кооператив. Так что пост-релизный контент не заставит Вас грустить. Но об этом позже.
Локации в игре большие и живописные, ветер - который является местным аналогом навигации по миру радует глаз. Поездки верхом тут вполне себе сравнимы с Ведьмаком 3 или с Red Dead Redemption. Даже не хочется использовать быстрое перемещение, а чаще хочется любоваться на лепестки сакуры.
Казалось бы уровень сложности у игры должен быть запредельным при учёте множества боевых механик, но на стандартной сложности вполне себе со второго или третьего раза можно одолеть босса, главное это понять тактику и придерживаться её (У меня была тактика и я её придерживался). Но если вдруг очень сложно, в любой момент можно понизить сложность или наоборот повысить через меню настроек игры. Умирает Дзин только из-за достаточно опрометчивых поступков или спутанных кнопок. В игре здоровье не восстанавливается само собой, его можно восстановить используя очки решимости (при нажатии стрелочки вниз). Зарабатываются данные очки во время парирования и нанесения ударов. Так же очки решимости расходуются на особо сильные атаки. (Привет Marvel: Человек-Паук) При грамотном нажатии кнопок можно и лечиться и использовать особые приёмы. Главное не переусердствовать. Гармония должна быть во всем.
Особо тяжелые бои можно считать дуэльные поединки босс-файты один на один. Красивая постановка, кат-сцены и большая полоска жизни у босса, как бы сразу намекают, что просто не будет. Все ваши хитрости и уловки тут не работают. Катана, парирование (когда это возможно) и уклоны от "красных атак". Каждый такой бой в лучших традициях Курасавы описывает почему этот бой так важен и после победы, Вы так же смотрите кат-сцену и радуетесь. Забавно другое. Фон и анимация не меняется от боя к боя. Меняется лишь моделька босса, но на это быстро закрываешь глаза. Ведь сам бой он не повторяется и каждый противник по своему уникальный.
Призрак Цусимы - это игра с элементами RPG и в отличие от той же Sekiro - экипировка имеет значение. Поэтому не лишним будет как можно чаще заглядывать инвентарь и подбирать себе наиболее подходящий шмот. Под конец игры Дзин получит больше десятка разных наборов доспехов, оберегов, перков и бонусов. При этом необходимо понимать, что есть легкие доспехи, которые помогут лучше стрелять из лука и быть более быстрыми на поле боя, или же наоборот помогут Вам лучше маскироваться, проходя как Призрак. А более тяжелые доспехи увеличат здоровье и стойкость к получению урона, а так же дадут перки для усиления урона в ближнем бою. Броню можно улучшать у бронников, используя специальные материалы. Так же имеется одеяние путника, которое за счёт виброотклика на геймпаде позволит находить скрытые тайники с ресурсами. и если Вы любитель просто исследовать мир, вот Вам дополнительные игровые часы на Острове.
Никакой рутины
За плечами Sucker Punch целых три игры из серии Infamous. Поэтому проблемы с созданием больших и открытых миров нет. Масштабы Цусимы впечатляют и все больше хочется сравнить его по масштабам с эксклюзивом большой N - The Legend of Zelda: Breath of The Wild. Игра хоть представляет из себя песочницу, но не заставляет тебе потреблять контент из жадности или хотелок отбить каждый потраченный на игру рубль. Все очень необычно и интересно. Мы не в типичном большом городе Человек-Паук, Prototype, Watch Dogs. И не в фантастическом Skyrim, Fallout, Breath of The Wild. Никакой рутины - только позитивный контент.
Для песочницы все базово: очень большая карта и огромное количество вопросительных знаков (мест для интереса). Сразу вспоминается Ведьмак 3 и тонна вопросиков, которые интересно исследовать. Но традиционного компаса тут нет. Вас ведёт таинственный ветер. Вызывается ветер за счёт свайпа по тачпаду на геймпаде. За счёт этого трюка, что как бы странно перемещения не хочется скипать, а просто хочется следовать ветру и это не надоедает. А к местным святилищам Инари Вас ведёт уже не ветер, а лисички. (Их можно и нужно гладить для ачивки). Они достаточно ласковые и игривые, так же издают забавные звуки и после того как Вы погладили лисичку она игриво от Вас убегает. Но и это еще не всё. Рядом с интересным местом Вас будет ждать певчая птичка. Все это добавляет определённого шарма в игре и даёт полное погружение. Ранее такое погружение давал на удивлении другой эксклюзив от той же Sony - Marvel: Человек-Паук. Когда просто на паутины носишься по Нью-Йорку, разбираясь попутно с грабителями или просто догоняя голубей.
Сама карта поделена на три больших региона с разным ландшафтами. Так например часть локаций находится в снежной зоне со снегом и льдом, тогда как другая часть с зелёными лугами, бамбуковыми лесами, цветущей сакурой. Поэтому исследуя вопросики местность часто меняется и это поддерживает Ваш внутренний интерес. Как и полагается исследователю, первым делом это вопросики и сайд-квесты. А вот основную сюжетную линию в большинстве своём оставляют на закуску. Из фоторежима порой не охота вылезать. Так и норовишь наделать пачку красивых кадров то местности, то просто обстановки, то просто ветер гоняет листья. Как раз завезли и Spotify на консоль, где можно подобрать необходимое (под данное прохождение) музыкальное сопровождение. Такой подход к проработке мира и мелочам обычно присуще CDPR, Rockstar Games и Naughty Dog.
Поэтому особо стоит отметить возможность пройти игру в режиме "Куросавы". Специальный режим имеет черно-белую палитру и специальный фильтр под старую плёнку, с японской озвучкой и русскими субтитрами обеспечит Вас еще большим погружением в мир древней японии.
Дзин не герой и не злодей
После четкого деления на героя и злодея в Infamous. Sucker Punch решили ввести так называемую серую мораль. Вы хоть и Самурай в целом положительный персонаж, следующий кодексу. Но можете все дальше уходить от морали и ценности, превращаясь в Призрака ради всеобщего блага. При этом все равно останетесь положительным персонажем. В Infamous и подобных играх все очень прямолинейно. Вы или герой и Вами восхищаются. Или же Вы злодей и Вас все боятся. Такая характер у Дзина можно сравнивать разве что с Артуром Морганом из Red Dead Redemption II. Когда отъявленный грабитель поездов совершает хорошие дела, но при этом положительным героем себя не считает. Этакий антигерой. В последнее время мода на антигероев только и набирает обороты как в играх так и на экранах в кино. Наверняка спустя некоторое время кто-то решить экранизировать Призрака Цусимы в формате полного метра или сериала. Счётчика кармы у Вас нет. Вы вольны проходить игру так как этого хотите и чередовать стелс с открытым боем. Да и на историю этот выбор влияет не сильно. Наоборот это обусловлено методами противников. Монголы сражаются грязно, используют уловки, всегда идут на хитрость, что чуждо Самураю. И как бы ты не хотел следовать кодексу чести, ради спасения своего народа придётся поступиться в каких-то местах и оставить все как есть.
Второстепенные задания в игре из серии пойди туда и принеси чего-то в количестве тут нет и это большой плюс. А активности по выслеживанию и убийству наоборот радуют и не успевают наскучить. Второстепенные квесты связаны с вашими второстепенными персонажами и собираются в интересные цепочки. Это конечно не эталонные сайды из Ведьмака 3, но они толковые и самобытные. И если в Infamous: Second все сводилось к одному, нашкодили на районе, закрасили граффити, вызвали вояк и вломили им по первое число, освободив при этом район. Без штурмов местных баз в игре тоже не обошлось, но все это проходит настолько быстро, что не успевает наскучить. При этом "Истории Цусимы" приятно вспоминать как хокку. Ведь все они связаны с предательством, местью, коварстве, поиске себя. Вы постоянно испытываете разные эмоции, которые не оставляют равнодушными. Хочется переживать снова и снова.
******************************************************************************
Игра получилась хорошая, но не идеальная. Местами она устарела все-таки за 6 лет игры ушли вперёд и местами напоминает игры 2013 года The Tomb Raider или первый The Last of Us на пару с Infamous: Second. Но все это было проделано явно не напрасно. Игру старались отполировать насколько это вообще возможно. В техническом игра оказалась наголову выше Жизнь После, чувствуется больше лоска и опыта в разработке больших ААА игр пусть и в одной серии.
Игру не бросили после релиза, а добавили мультиплеер продлив и без того достаточно длинный геймплей. Отсюда очень интересно куда дальше пойдёт такая талантливая студия как Sucker Punch. Вернется к серии Infamous или же попробует опять какой-нибудь новый и оригинальный IP. В любом случае это отличный проект, который мог бы закрыть поколение PS4, как это было в c первой частью The Last of Us. Теперь интересно будут ли игру дальше оптимизировать под PlayStation 5 или может даже сделают HD-Remaster на более современном железе? А что думаете по этому поводу Вы?
Наша рекомендация - обязательна к прохождению и однозначно должна быть у Вас на полочке в коллекции лучших игр для PS4 наряду с The Last Of Us и God of War.