Найти в Дзене
КОТ48

Каменный гость в Липецке

В Липецком театре кукол премьера – «Каменный гость» (16+) в постановке Олега Пономарева по «Маленьким трагедиям» Пушкина.
Нужно отдать должное режиссеру – Олег Пономарев стал первым в Липецке, кто сделал кукольный театр, как мы привыкли его называть, театром кукол. Он первым ввел «взрослый репертуар» в театр, который доселе считался сугубо детским. Очень хороша была его «Пиковая дама» - это было

В Липецком театре кукол премьера – «Каменный гость» (16+) в постановке Олега Пономарева по «Маленьким трагедиям» Пушкина.

Нужно отдать должное режиссеру – Олег Пономарев стал первым в Липецке, кто сделал кукольный театр, как мы привыкли его называть, театром кукол. Он первым ввел «взрослый репертуар» в театр, который доселе считался сугубо детским. Очень хороша была его «Пиковая дама» - это было ново и свежо для Липецка. От «Каменного гостя» тоже ждешь чего-то особенного.

-2

К тому же тема Дон Жуана активно была разработана в Липецке. На 33-х Липецких театральных встречах Тамбовский театр показал «Дон Жуана» - не очень удачная постановка, но знакомство состоялось, и Командор присутствовал.

В 2019-м Петр Орлов блестяще поставил «Маленькие трагедии» в Липецке, где «Каменный гость» стал одним из актов разыгрывающейся на протяжении веков (пьеса «Каменный гость» - символ Возрождения по Пушкину) трагедии падения человеческого духа. Спектакль очень сильный, не-полипецки символичный и требующий начитанного и насмотренного зрителя. Но ставить после него, значит, сказать что-то новое, свое.

Ощущение, что Пономарев размахнулся, но потом спасовал. Когда на статуе Командора вместо лица появляется маска Смерти – это сильно, хорошо, но не дотянуто. А зачем это было сказано? Дон Жуан губит все прекрасное? Ведь многие девушки, которых он любил, лежат в могиле – со сцены на кладбище, где Дон Жуан вспоминает свою любовницу, начинается спектакль. Если бы маска смерти периодически возникала на лице Командора, возможно, появление ее в конце было бы оправданно и понятно зрителю.

-3

На трагическое развитие событий настраивают декорации в исполнении художника Светланы Рыжковой. Кладбище монастыря, превращающееся то в покои страстной девы Лауры, то в замок донны Анны. В начале некоторым диссонансом звучит музыка – очень бодрящая, жизнеутверждающая – испанская севильяна. С другой стороны, севильяна – это парный танец, который танцуют на праздниках. Но пар здесь нет: Лаура влюблена в дон Жуана, дон Жуан в дону Анну. Не получается севильяны. Но и этот момент не дотянут у автора, хотя находка очень хорошая.

-4

Не удалось узнать, кто играет Лауру – очень хороша актриса. Конечно, управлять планшетной куклой, которая почти с тебя ростом тяжело. Но актриса сумела сделать ее необыкновенно пластичной в своих руках. Лаура настолько же жива, насколько скована кукла доны Анны – но героини, можно сказать, две стороны женской сущности и сыграны должны были быть по-разному. На мой взгляд, было бы интересно, если бы костюм куклы был продолжением костюма артиста, водящего ее. Артисты же были в серых балахонах и ощущались как ангелы смерти, но может так и было задумано? К сожалению, все это вопросы, на которые смог бы ответить только режиссер, но ответ все же бы хотелось получить из самой постановки.

Что в сухом остатке: побольше пьес для взрослых в театре кукол и не бояться сказать что-то свое и, главное – современное. Пушкин, взяв исторические сюжеты, сделал "Маленькие трагедии" современными для своего времени - эти пороки были понятными 200 лет назад. Может быть, пора расставлять акценты для XXI века? За 200 лет человек, к сожалению. изменился не в лучшую сторону.

-5

Текст: Ваш театрал
Фото: Липецкий государственный театр кукол