Найти тему
Антон Владимиров

Христианство в русском роке: "а рабом я никогда не буду, даже божьим"

Христианство в русском роке — одно из самых загадочных явлений в новейшей истории музыки. Никогда такого не было ? Да нет, было. Было ! Почему же тогда ? А вот. Но обо всём по порядку. Букв будет много.

И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества [Откровение Иоанна Богослова 18:21, ст. 18-24].
Константин Кинчев и Нина Барановская. Фото со странички ВК Нины Барановской.
Константин Кинчев и Нина Барановская. Фото со странички ВК Нины Барановской.

Строки эти были взяты эпиграфом к книге Нины Барановской "По дороге в рай", названной также "Беглыми заметками о жизни и творчестве Константина Кинчева". Именно с этой книги началась та самая история о христианском становлении того самого рока. Точнее, его советской ипостаси, потому что все истоки этой музыки — в государстве советском, самом атеистическом государстве в мире. И даже автор — убеждённый агностик и итсист, заметил в этом нечто особенное, и теперь рассказывает вам. Книгу, кстати, крайне рекомендую всем поклонникам русского рока.

Музыка такая же древняя вещь, как и религия. И, по сути, все концерты — культовые сборища. Огоньки смартфонов и зажигалок — символы огня. Фанатская одежда — фетиши и тотемы, которым многие тысячи лет, и происхождение которых мы сами уже давно позабыли.

Многие композиторы прошлого, например, Иоганн Себастьян Бах, писали духовную, церковную музыку на библейскую тематику. И она исполнялась на церковных органах как самими сочинителями, так и, в дальнейшем, другими исполнителями.

Орган в церкви Святой Марии в Берлине.
Орган в церкви Святой Марии в Берлине.

Но христианство в русском роке примечательно тем, что в нём сочетается, казалось бы, несочетаемое.

"А вороны заморскими кенгуру пляшут на раскидистых лапах крестов А кресты золочёными девами трещат под топорами молодцов Царские врата пасть раззявили..."
соседствует с
"Я зажёг в церквях все свечи, но одну, одну оставил Чтобы друг в осенний вечер да по мне её поставил"

Это девяносто третий год. Время, когда на тему веры можно было, в общем, говорить открыто.

"У Флоренского меня поразило в свое время рассуждение о явленности древних русских икон. То есть они не просто плоды фантазии, воображения иконописца. Тем более не "портрет с натуры". А некий образ, явленный свыше, и потому единственный. То самое иррациональное, что достигается рациональными средствами: вот доска, вот краски, вот глаза и руки художника. И вот результат: не лица - лики на все времена.

Для меня альбом "БлокАда" — явленный альбом. В нем есть запредельность, выход в четвертое измерение, при том, что он очень земной и сегодняшний. Вот почему так трудно писать о нем. [Нина Барановская, из статьи "Солнце на хоругвях, журнал "Рокси" №13 — А. В.]"

Явленность "БлокАды" — в восемьдесят восьмом. А в девяносто первом — "Шабаш". И Кинчев в интервью Петру Каменченко из "РК-Презента" отвечает на его вопрос:

— Откуда тогда такая страшная энергетика "Шабаша" ? Может быть, тебя просто как канал используют, через тебя энергию посылают. Добрая ли она?
— Не знаю. В песне у меня есть об этом: "Черно-красный мой цвет, но он выбран, увы, не мной. Кто-то, очень похожий на стену, давит меня собой. Я продолжаю петь чьи-то слова. Но все же, кто играет мной! А?.."

Наверное, только Барановской, мастеру слова, удалось совместить в своих публикациях об "Алисе" вот эту явленность, "страшную энергетику Шабаша", солнцепоклонничество и...

Кинчева в футболке с черепом и костями на презентации альбома "Посолонь".
Кинчева в футболке с черепом и костями на презентации альбома "Посолонь".

А БГ со своими переходами в дзен-буддизм и обратно ? Ведь это он в две тысячи пятом спел "Я не могу оторвать глаз от тебя", а многие подумали, что это обращение к любимой женщине. Да полно, любимые женщины по пустыне не ходят, в сюжетах библейских с раздвиганием моря "по обе стороны" не участвуют.

Борис Гребенщиков на концерте "Огонь Вавилона". 2013 год, Первый канал.
Борис Гребенщиков на концерте "Огонь Вавилона". 2013 год, Первый канал.

"Воронику" кто только не разбирал (и пишут не "разбор", а "толкование", словно речь идёт о неких священных текстах). Новый Завет, Ветхий Завет цитировали. Цитировали-цитировали, а потом, в конце, вдруг про Дхарму. Но Дхарма — это вроде из Индии ?

Но есть ещё Цой. Цой со своим мистическим, почти религиозным символизмом: дождь, ночь, чёрная кошка, падающая звезда. Цой с сотней песен, в которых ни о каких богах ни слова. Цой, ставший самым популярным из "Большой Тройки" ("КИНО", "ДДТ", "Алиса").

Виктор Цой на концерте в Алма-Ате.
Виктор Цой на концерте в Алма-Ате.

У Кинчева — Солнце. А у Цоя — огонь. "Раньше в твоих глазах отражались костры". Что это ? Иносказание, метафора ? Или игра воображения, путешествие за десять тысяч лет, костры кочевого лагеря в степи, пожары горящего Сталинграда ? Да что угодно. А в "Атамане"-то "бог терпел, и нам велел потерпеть".

— Вы верите в бога?
— Ну тоже, смотря в каком смысле. Может быть не в общепринятом...
— А что вы исповедуете?
— Не знаю. [Цой о вере в бога]

Ясно одно — христианство, православие в русском роке всегда, и изначально, было тесно переплетено с язычеством. Огонь, храмы, "Солнце на хоругвях", "На небе вороны" (это ведь тоже там же, туда же, верно ?), "Пляс Сибири" с явно шаманским подтекстом... Сложно всё. Трудно разобраться.

Клип Ксении Орынко на песню "Вороны" ДДТ. Решён подобно поздним клипам The Cranberries, но с более грубой и монохромной анимацией.
Клип Ксении Орынко на песню "Вороны" ДДТ. Решён подобно поздним клипам The Cranberries, но с более грубой и монохромной анимацией.
"— Я считаю себя братом Иисуса Христа. Пусть недостойным, но братом. А рабом я никогда не буду, даже рабом божьим" [Кинчев. Правда, потом эта риторика в его интервью сменилась на противоположную - А. В.]

Я думаю, что русский, советский рок изначально, как течение, не исповедовал, и не проповедовал никакой религии. Думаю, что христианские (и дохристианские) символы в творчестве являлись данью не религии, как таковой, а, скорее, данью искусству. Вся эта музыка гораздо древнее нас с вами. И рассуждения о ней всё же за гранью формата этой статьи.

С вами был бессменный автор и ведущий — Антон Владимиров [Подписаться на канал]