Женщина-врач – явление сравнительно свежее. Практически до ХХ столетия дам в профессию не пускали. Самое большее – акушерская помощь. И то на подсобных ролях. Античная Агнодика была вынуждена изображать из себя мужчину, чтобы учиться врачебному делу в Александрии. Джеймс Бэрри (Маргарет Энн Балкли) всю жизнь прожила, выдавая себя за мужчину, только чтобы иметь возможность лечить людей. В Новом Свете тоже есть подобный пример. Правда, Мэри Эдвардс Уокер никогда не прикидывалась мужчиной, хотя почти постоянно носила мужское платье, считая этот стиль одежды более практичным и гигиеничным. Но ни во время учебы, ни во время практики она не скрывала, что является женщиной.
Она родилась в ноябре 1832 года в штате Нью-Йорк. В весьма своеобразной семье – родители ее не просто являлись учредителями местной школы, но еще старались, чтобы их дочери (а было их шестеро) получили точно такое же полноценное образование, что и сын. Что тогда вообще воспринималось как редкое свободомыслие – девочкам обычно хватало грамматики и рукоделия.
Никак не меньшим отличалось и домашнее воспитание брата и сестер Уокеров. Парень часто привлекался к домашней работе (что тогда считалось сугубо дамским занятием), а девочкам иной раз доставалась мужская работа в поле. А еще Уокеры своих детей учили скептически относиться к любым догматам. Как к общественным, так и научным. Так что нет ничего удивительного в том, что Мэри Уокер не просто прониклась идеями феминизма. Она еще и свято им следовала.
После школы она поступила гимназию в Фултоне. В которой ученикам не боялись рассказывать о новых открытиях и веяниях в гигиене и социологии. Так что после гимназии Мэри решила стать врачом. Вот только стоило такое обучение немало.
Чтобы накопить денег на учебу в медицинском колледже, юная Уокер какое-то время работала учительницей в городке Минетто. А затем, скопив нужную сумму, поступила в медицинский. Она окончила его с отличием в 1855 году (единственная женщина на весь колледж). И тогда же вышла замуж за своего сокурсника Альберта Миллера. Причем фамилию мужа не взяла принципиально. Как и не начав носить женскую одежду – костюм Мэри уже много лет состоял из сюртука, мужских брюк и короткой (до колен) юбки. Причем через какое-то время юбка вообще пропала.
С мужем они открыли совместную практику. Которая, мягко говоря, не процветала – женщинам-медикам тогда не доверяли. Вдобавок, вскоре последовал развод – из-за неверности мужа. Чтобы иметь средства для существования, Мэри продолжала работать врачом, параллельно сотрудничая с некоторыми дамскими журналами. В качестве модного обозревателя. Правда. Весьма специфического – она яро отстаивала суфражистскую моду.
В 1861 году началась гражданская война, и Мэри Уокер стала добиваться назначения армейским хирургом. Что долгое время не удавалось – существовал закон, по которому запрещалось нанимать армейским врачом женщин и религиозных сектантов. Так что максимум, что ей предлагали – должность медсестры. Что никак не устраивало соискателя. И тогда она устроилась гражданским врачом-добровольцем при армейской части Союза. Что означало, что она не получает жалования. Только питание. Но во время особо жарких битв ее привлекали как помощника хирурга. Сама же Уокер заваливала начальство письмами с предложением своих услуг. Но не как врача, а в качестве шпиона. Ей отказывали и тут.
В конце концов армейское командование уступило. И Мэри Уокер официально получила место военного хирурга. Естественно, что о такой диковинке прослышали и по другую линию фронта. И ее постоянно приглашали на территорию Конфедерации – как гражданского врача. Мэри часто практиковала такие переходы. Пока в апреле 1864 года, после помощи хирургу южан при проведении ампутации раненому, ее не арестовали у операционного стола. Как шпионку янки.
Ее содержали в довольно дрянных условиях. Причем режим не смягчали по той простой причине, что она отказывалась переодеваться в женскую одежду. В конечном итоге в августе 1864 года ее обменяли на пленного хирурга-южанина, но с тех пор начались проблемы со здоровьем – заключение дало о себе знать.
После войны Мэри Уокер наградили высшей воинской наградой – Медалью Почета (больше женщины в США не удостаивались подобной чести). Которую давали за храбрость, проявленную в бою. А еще Уокер назначили управляющим сиротским приютом и надзирателем женской тюрьмы. Также ей начислили пенсию по инвалидности – после заключения у конфедератов у Мэри Уокер началась частичная мышечная атрофия.
На новом месте службы дама продолжала практиковаться в лечебной практике. И упражняться в журналистике, отстаивая через прессу и популярные издания права женщин. В Америке ее не особо любили, зато в Британии многие идеи встречали с восторгом.
В 1912 году ее вычеркнули из списков кавалеров Медали Почета. Комиссия, принявшая такое решение, придралась к отсутствию у нее воинского звания – как то было прописано в статуте награды. Таким образом, среди награжденных остались только мужчины.
Мэри Уокер скончалась в ноябре 1919 года, успев увидеть плоды своей борьбы – женщины получили избирательное право. А в 1977 году ее имя заново внесли в список кавалеров Медали Почета.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала