Найти тему
Настоящий детектив

«Это непередаваемые ощущения»: одна из первых женщин-машинистов — о работе в московском метро

В 2021 году Минтруд впервые с начала 80-х годов разрешил женщинам работать машинистами метро. Одной из первых женщин-машинистов в Московском метрополитене стала Яна Шарова. Она рассказала мне, как пришла к своей пока еще необычной профессии.

Фото: пресс-служба Московского метрополитена
Фото: пресс-служба Московского метрополитена

Яне Шаровой – 31 год, она родом из Самарской области. У нее есть образование в сфере туризма и раньше она работала в гостиничном бизнесе – в частности, пять лет была сотрудницей Олимпийского парка в Сочи. Но затем Яна переехала в Москву и устроилась в столичный метрополитен, решив строить там карьеру. Она начала свою работу в метро в должности оператора службы движения, но при этом ее очень привлекала профессия машиниста.

— Я смотрела на тех, кто управляет поездами, и в глубине души завидовала им, — рассказывает Яна. — А когда я услышала, что проводится отбор первых женщин для обучения управлению поездами, меня это заинтриговало — и я решила попробовать, подала заявку.

Шарова очень переживала, сможет ли пройти отбор — но в конце концов ей все удалось, чему она очень рада. Как и другие претендентки на должность машиниста, Яна вначале прошла довольно серьезный медицинский осмотр. Она попала в уникальную учебную группу из 25 женщин, которые решили стать машинистами.

Вместе с другими студентками Яна с помощью специальных программ изучила каждый винтик поезда. Ее обучение началось в феврале, а закончилось в декабре 2020 года. В итоге «права» на управление поездами метро получили 12 женщин, включая Яну, — меньше половины от тех, кто поступил на обучение.

Фото: пресс-служба Московского метрополитена
Фото: пресс-служба Московского метрополитена

– Мне пришлось приложить много усилий, чтобы вникнуть в большое количество технической литературы — это было непросто, — говорит моя собеседница. — И, конечно, первая поездка в кабине машиниста оставила после себя непередаваемые ощущения — это было очень интересно, я потом недели две ходила под впечатлением.

Многие спрашивают Яну, не пугает ли ее работа под землей — по словам машиниста, такого нет. Что касается отношения со стороны коллег-мужчин, то оно, как говорит Шарова, вполне адекватное. К женщинам-машинистами они относятся по-товарищески, именно как к коллегам.

Как отмечает Яна, вообще те, кто окружает ее на работе, всегда относятся к ней с пониманием и готовы при необходимости прийти на помощь. Да и в бытовых вопросах у женщины-машиниста никаких сложностей нет. Ей и ее коллегам на работе предоставили отдельные комнаты отдыха, где они чувствуют себя так же комфортно, как дома.

Между тем, когда женщины-машинисты в метро вышли на работу, в сети нашлись критики, которые заявили, что Яне и ее коллегам не место за контроллерами поездов. Впрочем, к таким проявлениям моя собеседница относится философски.

– Я в принципе стараюсь не обращать внимание на негатив, — говорит она. — Если взять любое явление, то всегда найдутся и те, кто за, и те, кто против — это нормально. Так что критика для меня не является какой-то проблемой.

Фото: пресс-служба Московского метрополитена
Фото: пресс-служба Московского метрополитена

По словам Яны, ей всегда любопытно смотреть, как пассажиры реагируют на нее в качестве машиниста. Некоторые замечают, что за контроллером женщина — и с удивлением всматриваются в кабину, проверяют, не показалось ли им. Другие пассажиры даже пытаются снять Шарову на камеры смартфонов — видно, что для пассажиров пока женщины, управляющие поездами в метро, в новинку.

Яне очень нравится работать машинистом — она понимает, что приняла верное решение, выбрав эту профессию, одновременно и очень увлекательную, и очень ответственную. Сейчас Яна — машинист III класса, но со временем она хочет вырасти до I класса, а потом стать машинистом-инструктором и помогать тем, кто мечтает управлять поездами, воплощать свои мечты.

— Тем, кто хочет стать машинистом, я советую подходить к своему выбору ответственно и проявить максимальное упорство, — говорит моя собеседница. — Конечно, поначалу будет сложно — особенно тем женщинам, которые раньше не имели никакого отношения к технике. Но все преодолимо, и уже полгода спустя будет куда проще. А главное, придет понимание, что работа машинистом того стоит. Главное — поставить цель и к ней идти.

Если статья вам понравилась, ставьте лайк,  подписывайтесь на мой канал  , чтобы не пропустить следующие материалы. Спасибо, что дочитали эту статью до конца!

#метро #машинист #работавметро