Всем привет! В продолжении обзоров популярных систем обработки сигналов на этот раз выпуск про довольно простую и весьма важную радиотехническую систему, о которой в курсе все любители авиации и тем более профессионалы в этой отрасли. Чуть ранее мы рассматривали навигационные системы всенаправленных маяков, азимутально-дальномерных маяков и даже систему спутниковой навигации. Сейчас же будет обзор похожей, но в то-же время весьма оригинальной системы.
ADB-S
Широкую известность система автоматического наблюдения за воздушными судами (ADS-B — Automatic dependent surveillance-broadcast) получила благодаря ресурсу Flightradar24. Именно в конце 2000-х годов появился интернет сервис, позволяющий в реальном времени наблюдать за полетами пассажирских самолетов, изображаемых в виде значков на мировой карте.
Сервис позволяет узнать не только координаты, но и высоту самолета в конкретный момент времени и за более ранний период, что позволяет отображать и траектории полетов. Периодически благодаря определенным мировым событиям этот ресурс бьет рекорды популярности, хотя изначально предполагалось, что радиотехническая система, лежащая в основе этого сервиса принесет лишь дополнительную безопасность в мир авиаперевозок.
Для тех кто еще не знает, отображение самолетов на карте в данном случае не имеет ничего общего с радиолокацией, а также несмотря на свою технологичность не может ее заменить. В радиолокации антенна излучатель отправляет радиоимпульсы в окружающее пространство и в случае наличия в "поле зрения" радиоотражающей поверхности приемная антенна фиксирует отраженный сигнал через определенный интервал времени.
Именно размер временного промежутка говорит об удалении воздушного объекта от радиолокационной станции.
В отличии от радиолокации, в системе автоматического наблюдения за воздушными судами лежит принцип передачи информации о себе через модулированные радиоволны. Само собой разумеется, все основано на честности передатчиков и на точном знании ими своих параметров полета. Вполне естественно, что абсолютного доверия всех участников воздушного движения друг к другу быть не может по разным причинам и радиолокационный контроль остается важным средством обеспечения авиационной безопасности.
Точное знание передатчиков своих координат основано на системе глобального спутниковой навигации, о которой мы уже поговорили ранее. GPS приемник периодически вычисляет свои координаты на основании сигналов навигационных спутников. И как только собственные координаты известны, передатчик системы автоматического наблюдения за воздушными судами начинает передачу информации о себе.
Основная прелесть системы в том, что она не нуждается в центральной наземной станции сбора информации, которой является радиолокатор.
Любое воздушное судно в окрестностях до 250 км, оснащенное приемником этих сигналов способно отправить своему пилоту на индикатор сигнал о близком (или далеком) соседстве.
Если речь идет о безопасности полетов и есть возможность не вовлекать в процесс ее обеспечения центральную земную станцию, то рассматриваемая система является настоящей находкой. Тем более, автоматическое наблюдение за воздушным пространством незаменимо при отсутствии радарного контроля со стороны диспетчерских служб.
Чуть позже поговорим о том как устроены эти сигналы децентрализованного радара и какие принципы положены в основу обработки таких сигналов.
Поддержите статью лайком если понравилось и подпишитесь чтобы ничего не пропускать.
Также не обойдите вниманием канал на YouTube. Подписки и лайки будут приятным ответом от аудитории.