20.04.2021
Генна Сосонко
2036
Сначала о тексте, написанном голландским гроссмейстером Хейном Доннером сорок лет тому назад. Я перевел его давно, но вспомнил только в связи с недавними событиями, о которых ниже.
Жившая в Гааге семья Доннеров была крайне религиозной, и каждодневные посещения церкви (по воскресеньям дважды) были нормой. Но когда Хейну было восемь, он неожиданно заявил отцу: «Люди произошли от обезьяны, а не от Адама и Евы». Отец очень рассердился. Он еще не предполагал тогда, что декларация малолетнего сына явится только прелюдией к всё возрастающим трудностям в их отношениях и длительным дискуссиям, которые будут продолжаться у них всю жизнь.
Духовная жизнь
Возвратясь от родственников, у которых маленькая Марьяна гостила несколько дней, она находилась под впечатлением обычаев, увиденных в том доме.
«Перед обедом они закрывают глаза, складывают руки на животе и говорят: “Спасибо. Большое спасибо...” Очень забавно. Почему мы этого не делаем?»
Есть в жизни моменты, когда жена беспомощно оглядывается по сторонам и призывает меня на помощь, потому что поколения пасторов, которые были в нашем роду, взирают на меня с недосягаемой высоты, и в вопросах веры моя жена считает меня очень сведущим.
«Кому говорят они спасибо? Кто слышит их?» - пробую я сразу схватить быка за рога.
«Бок. Колобок», - отвечает Марьяна без затей.
Она не знает имя Всемогущего и заимствует свой ответ из знакомой сказки, что совсем не нелогично. И я, непримиримый отрицатель Бога, оказываюсь в положении Всевышнего, который должен все объяснить ребенку. Что есть люди, которые верят, что все на земле кем-то сделано и что есть кто-то, кого они должны благодарить за это. Так же как она благодарит маму, получая от неё подарок. Что все, что они называют «богом», это как мама, и поэтому эти воспитанные люди говорят «большое спасибо». И все в таком духе, потому что даже такой отпетый атеист как я стоит порой в удивлении перед загадкой мироздания.
Но как это часто бывает, все мои аргументы разбиваются в прах, когда, вернувшись из школы, маленькая Марьяна сообщает, что эта глупая Соня сказала, что дедушка раньше был обезьяной. Ее возмущение настолько велико, что она излучает святое убеждение истинно верующей. Христианство, кстати, ее совершенно не волнует. «Это дите в Рождество довольно милое, но что было дальше?» - спрашивает она.
Люди, у которых дома на стене висит человек, прибитый гвоздями к доске, не могут рассчитывать на ее расположение. Она говорит о них с осуждением; у нее мягкое сердце, и распятие – не для нее. Но с Буддой, сидящим в Зоологическом саду, она в ладах и очень благоволит к нему. «Иисус с длинными ушами», - тут же заметила она, и я должен был в десятый раз рассказывать о королевском сыне, который не хотел править в мире страдания.
Ей только шесть, но она уже многое понимает. Удивительно, что дети в таком возрасте уже сознают, что какой-то червь подтачивает сочное яблоко жизни. Ее дед сыграл в понимании этого немаловажную роль.
«Ты мне не очень нравишься», - неожиданно заявила она, когда ей было три года.
«Это потому, что дедушка очень старый», - объяснил мой отец с глубоким пониманием.
«А я вот – нет!» - заносчиво воскликнула она, но с тех пор эта самоуверенность куда-то исчезла. Сейчас она может расплакаться, потому что другого своего дедушку она никогда не видела. Смерть, что такое смерть?
Мои собственные терзания в этом возрасте я помню очень хорошо, а если что-нибудь исчезло из памяти, то под влиянием дочери все вспоминается тут же, хотя моя собственная проблема была глубже: откуда я произошел?
Когда я cпрашивал об этом, ответ всегда был один: в свое время ты это узнаешь. В отличие от вопроса, куда попадает человек в конце жизни, на который, с печальной серьезностью всегда говорилось: на небо.
Раньше дети были защищены представлениями и убеждениями своих родителей, в настоящее время уже в юном возрасте им открывается суровая правда жизни.
Журнал «Время» 1980
* * *
Это не единственный рассказ Доннера, в котором речь идет о религии. В его творчестве можно обнаружить немало других, где даже в комментариях к партиям вплетены религиозные нити. Я вспомнил об этом, увидев совсем недавно следующее сообщение.
В городе на Неве религиозная организация планирует использовать несколько исторических построек для богослужений и церемоний.
Во вторник, 13 апреля, стало известно, что московская Русская Евангелическо-реформатская церковь обратилась в Смольный с просьбой о передаче ей в безвозмездное пользование на 100 лет двух исторических объектов в центре Петербурга. Соответствующие документы опубликованы на сайте комитета имущественных отношений.
В одном из заявок речь идёт о здании на Большой Конюшенной улице, 25. Там находится Французская реформатская церковь. На данный момент помещение занимают Санкт-Петербургский союз художников, Спортивная школа олимпийского резерва по шашкам и шахматам, Международная федерация шашек, театр Сергея Янковского и другие организации.
Во втором обращении говорится о доме № 20 на Невском проспекте. Сейчас в нём расположены дом Голландской церкви, библиотека имени Маяковского, комбинат спортивных сооружений ДОСААФ и ещё восемь компаний.
Оба объекта планируют использовать для религиозных обрядов, богослужений и церемоний. Авторы документа попросили дать ответ на свою просьбу в течение месяца.
Прочтя это обращение, я подумал, что имею отношение к обоим зданиям.
Ко второму, правда, косвенное.
В здании Голландской церкви на Невском 20 автор, имея разве что пассивно-созерцательный интерес к религии, бывал только в послеперестроечные времена, но церковь всё же как-никак голландская.
А вот в Шахматном Клубе на Большой Конюшенной 25 я не только много раз играл в турнирах, но и работал пару лет.
Теперь, правда, в этом помещении размещается «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва», но это то же самое здание.
Знаю, что кое-где перед буквами СДЮСШОР можно встретить другую, еще более романтическую аббревиатуру МУДО (муниципальное учреждение дополнительного образования), но бывшую реформатскую церковь в Питере бог миловал.
Мы вспоминали уже Чигоринский Клуб, когда речь шла о недавнем юбилее Семена Абрамовича Фурмана. Напомню, что на заре советской власти здесь размещался «Дом антирелигиозного просвещения», при котором работал «Отдел воинствующих безбожников».
В 1933 году воинствующие безбожники передали помещение шахматистам, и хотя в девяностые Клуб тоже хотели захватить религиозные организации, шахматистам удалось отстоять здание. Сегодня эта атака значительно более серьезная: религия в Россия давно стала одним из подразделений государственного аппарата, и шансы, что здание на Большой Конюшенной перейдет под юрисдикцию Церкви, вполне реальны.
Но даже если это произойдет, особенно огорчаться шахматистам не следует. Ведь история России имеет цикличный характер. Бывшее церковное здание досталось шахматистам в 1933 году, и даже если церковь отыграет его сейчас обратно, в столетний юбилей 2033 года шахматисты с триумфом въедут в него снова.
Но если уж совсем не повезет, другая дата – 2036 год – обозначена и даже закреплена в новой Конституции России. Многие скажут: как же так, это ведь через полтора десятка лет. А заслуженные ветераны могут даже воскликнуть: но мы же этого не увидим! Знаю, знаю. Сам не из юниоров, но здесь уже ничего поделать нельзя: крот истории никуда не спешит - пусть он роет и медленно, зато неотвратимо.
К тому же во всё может вмешаться Разлучительница собраний и Разрушительница наслаждений, и всё произойдет много раньше. Тем более, что совсем неизвестно, понадобятся ли для игры в шахматы в 2036 году какие-либо здания вообще.
* * *