Найти тему
Новый драматический театр

Первые сценографы русского театра

Оглавление

Постановки XVIII-XIX веков связаны с деятельностью первых художников в истории русской сцены — декоратора-перспективиста Пьетро Гонзаго, живописца Антонио Каноппи и оформителя музыкальных спектаклей А. А. Роллера. Именно в период расцвета Гонзаго — Каноппи складываются многие традиции отечественного декорационного искусства, многие из которых существуют в том или ином виде и по сей день.

Эскиз декорации П. Гонзаго
Эскиз декорации П. Гонзаго

"Стыд умереть человеком, который занимается пустяками..."

Имя Пьетро ди Готтардо Гонзаго (Гонзага) наиболее известно, и связано с самыми разными типами зрелищ — от классицистской трагедии Озерова до парковых маскарадов. Уроженец Венеции, Гонзаго с юных лет увлекался театром, мечтая первоначально об актёрской карьере, но затем предпочтя ей занятия декорационным искусством под руководством Вицентини, одного из продолжателей школы Бибиена. Уже театральным архитектором и художником, имея 41 год от роду и свыше 400 постановок в оперных театрах Милана, Рима, Венеции, Падуи, Александрии, Мантуи, Генца, Генуи, он был приглашён в 1789 году в Россию князем Юсуповым для крепостного театра в селе Архангельском. Оттуда Гонзаго уже через 3 года перешёл в дирекцию казённых театров. В отставку с этого поста он подал лишь в 1828 году, а в 1831-м умер в России, ставшей ему второй родиной. В некрологе сообщалось о смерти "Петра Фёдоровича Гонзаги". По иронии судьбы, буквально за две недели до этого ушёл из жизни Николай Юсупов.

Портрет кн. Юсупова
Портрет кн. Юсупова

Интересно иногда "закольцовываются" жизненные сюжеты: один и тот же человек приводит тебя к славе и будто бы уводит за собой на тот свет...

«Меня приводит в отчаяние и делает меня назойливым стыд умереть человеком, который занимается пустяками... Я не имею счастья быть приятным при общении, рискую надоесть вместо того, чтобы понравиться; терпеть меня можно, только хорошо зная меня, а это требует слишком длительного времени...» (Пьетро Гонзага - Г. И. Вилларову. 28.04.1817).

Деятельность Гонзаго в России была разнообразна: по его проектам осуществлялась часть художественной отделки Павловского дворца и планировки парка. Великолепные перспективы, украшавшие галереи, к сожалению, погибли в период Великой Отечественной войны. Чудом живописного искусства считалась его декорация русской деревни, выставленная у Павильона Роз. Иллюзия реальной деревни была доведена до совершенства, и принесла художнику славу "оптического живописца".

Этим же славятся театральные декорации Гонзаго. Применяя яркие блики и густые тени, он добивается своими живописно-архитектурными композициями новых декоративных эффектов, той скульптурности изображений, которая несколько пропадала в декорациях Карло Бибиены при демонстрации их на сцене из-за слабости освещения и неизбежной дымки пыли над рампой во время представления. Исключительный мастер светотехники, Гонзаго достигает смелыми приёмами особой "гравюрности" и выразительности. В своих теоретических трудах мастер указывает, что впечатление от игры самого совершенного актёра может быть усилено или ослаблено декоративной обстановкой, которая окружает его во время спектакля, а оформление должно быть связано с действием. Но в то же время декорация должна иметь самостоятельное эстетическое воздействие, являясь музыкой для глаз (так называет Гонзаго один из своих трактатов).

"Руины крепости" П. Гонзаго
"Руины крепости" П. Гонзаго

В своих грандиозных архитектурно-перспективных фантазиях художник обращался к разным эпохам, причём при оформлении "Димитрия Донского" Озерова им была сделана попытка обратиться к русской старине.

В известной мере, вся жизнь Александра Пушкина проходила на фоне декораций Гонзага. Вот Пушкин в красном фраке на премьере «Эдипа в Афинах» Озерова с декорациями Гонзага и «младой Семеновой» в главной роли в Новом Большом каменном театре на Фонтанке. Прежний Большой каменный театр сгорел дотла в 1811 году, и Гонзага в 1817-м создал для нового театра полный набор декораций и лично оформил премьерный спектакль, на занавесе которого изобразил триумфальные Нарвские ворота Санкт-Петербурга... (Копылова М., "Прекрасный порядок Пьетро Гонзага")

Как театральный декоратор, Гонзаго практически работает только до первого десятилетия XIX века, оставаясь последующее время своей службы на казённой сцене главным образом в качестве театрального архитектора. С 1812 года основным декоратором петербургских театров становится Антонио Каноппи.

Мастер

Обрусевший итальянский архитектор, живописец и скульптор, Каноппи родился в Модене, начал было успешно продвигаться в качестве декоратора в Милане, в театре Феличе. Но из-за открытого выступления против Наполеона, вынужден был бежать. В итоге странствий Каноппи в 1805 году оказывается в России и работает здесь до конца жизни. Один из последних представителей классицизма в декорационном искусстве, художник создает средствами живописи традиционные архитектурные композиции.

Сцена представляет собой полукруглую колоннаду, поддерживающую богато орнаментированные своды. В арке на заднем плане видны колоннады здания. Оттуда к рампе в четыре линии расположены коленопреклоненные фигуры. Жертвенник, на подножье которого две такие же фигуры... У каждой кулисы по жертвеннику... (Жеверженев Л., Стебницкий Г. Эскизы театральных декораций)
Фото страницы
Фото страницы

Каноппи ещё шире, чем Гонзаго, применяет световые эффекты: лунное освещение, отблеск пожара и т. п. С течением времени в декорациях Каноппи начинают отчётливо проступать преромантические тенденции. В этом плане он создает "декорацию темницы", где полукруглая арка-свод затемнена и, ограничивая пространство, оттеняет игру света от подвешенного фонаря. Художнику принадлежит знаменитое решение финала мелодрамы "Тридцать лет, или Жизнь игрока", вошедшее в учебники сценографии и театральной технологии: убогая хижина при ярком и безжалостном дневном свете, который неудержимо рвётся внутрь, прорывается сквозь полуразрушенный потолок, дверные щели и окна... Только человек, понимающий и чувствующий суть мелодрамы, мог предложить такой ход — контраст света и тьмы, счастья и горя, нищеты и роскоши, надежды и отчаяния...

Каноппи также отказывается от мифологической сюжетики театрального занавеса. С 1806 года по его инициативе в обиход начинает вводиться ламповое освещение взамен свечей, которые остаются в качестве украшения зала.

С тем же периодом творчества Гонзаго — Каноппи связан труд видных отечественных декораторов: Кондратьева, Мартынова и других. Но после смерти итальянцев первенствующая роль театрального художника в драме сходит на нет. Упомянутый А. Роллер оформляет только оперы и балетные представления. В драматическом же театре укрепляется традиция "подбора" из дежурных декораций, сохраняющаяся потом длительное время. Изготовление специального оформления для постановки будет редким исключением.