Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

ДЭВИД БАЙРОН – МЯТЕЖНАЯ ДУША URIAH HEEP. Часть 3. 1977–1985

Собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете
Собственной персоной. Фото из открытых источников в Интернете

Величайший талант и губительный порок. Такие близкие понятия, если говорить о судьбе Дэвида Байрона. Впрочем, после ухода из URIAH HEEP он не закончился как вокалист.

Дэвид Байрон пытался вернуться в мир рок-музыки и устоять на скользком пьедестале звезды. Как нельзя кстати пришелся телефонный звонок от Джеффа Бриттона, который накануне оставил группу Пола Маккартни WINGS. Дэвид хорошо знал Джеффа и даже пару раз приглашал его в URIAH HEEP, когда открывалась вакансия ударника, но всякий раз получал отказ. Узнав о том, что Байрон планирует записать сольный альбом, Бриттон предложил ему создать полноценную группу.

На пару они связались с бывшим гитаристом COLOSSEUM и HUMBLE PIE Клемом Клемпсоном, который только вернулся из американского тура с группой Стива Мэрриотта. Планы Клема о создании группы совпали с намерениями Байрона и Бриттона. И именно Клемпсон привел в новую группу клавишника Дэймона Батчера. А вот на поиски басиста ушло достаточно много времени. В итоге, как часто бывает, сработал самый простой вариант: так в группе оказался знакомый Бриттона, бас-гитарист Уилли Бэт. Группа получила название ROUGH DIAMOND. Так же был назван ее первый и последний альбом. В его создании приняли участие все музыканты, хотя основной движущей силой были Байрон и Клемпсон. Музыканты записали его менее чем за три недели. Он вышел на лейбле Island в Европе 21 марта. В Великобритании релиз состоялся 2 апреля, за которым следовало мировое турне в поддержку альбома.

Альбом Rough Diamond. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Rough Diamond. Фото из открытых источников в Интернете
Музыканты группы ROUGH DIAMOND. Фото из открытых источников в Интернете
Музыканты группы ROUGH DIAMOND. Фото из открытых источников в Интернете

Альбом получился неоднозначным, но основная проблема заключалась в том, что его ожидало фиаско в коммерческом плане. Это послужило причиной роспуска группы.

В январе 1978 года в студии Old Smithy в Вустере, графство Вустершир, и хорошо знакомой ему по первым альбомам URIAH HEEP Lansdowne Studios в Лондоне Дэвид Байрон приступил к записи своего второго и первого после ухода из URIAH HEEP сольного альбома под названием Baby Faced Killer. В работе над ним огромную помощь Байрону оказал его старый приятель Дэниэл Бун (в прошлом именовавший себя Питер Чарльз Грин, с которым мы уже встречались в первой части). На пару с ним был подготовлен весь материал. Бун также сыграл гитарные и клавишные партии, на бас-гитаре отметился Алан Джонс из группы THE SHADOWS, а место за ударной установкой занял известный по работе с ALAN PARSONS PROJECT Стюарт Эллиотт. Для полноты картины добавлю, что на подпевках были задействованы жены Дэниэла и Дэвида – Лилли и Габриэла соответственно. На последней композиции анонимно отметился Мик Бокс (по контрактным обязательствам его имя не могло быть опубликовано). Диск вышел на лейбле Arista Records.

Альбом Baby Faced Killer. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Baby Faced Killer. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома Baby Faced Killer. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома Baby Faced Killer. Фото из открытых источников в Интернете

Лично у меня он вызывает двойственные чувства. По вокалу Байрона вопросов нет: он взял поставленную перед ним высоту. И в музыкальном плане диск получился разнообразным (пожалуй, Дэвид с этим переусердствовал): здесь присутствуют африканские мотивы, элементы электронной и даже поп-музыки. Вспомнились слова Байрона о его симпатиях к музыке 50-х и 60-х годов, а также то, что ему нравились не только RAINBOW и LED ZEPPELIN, но и THE WHO с THE ROLLING STONES. Понятно, что, находясь в свободном полете, Байрон мог отойти от традиций классического хард-рока. С одной стороны, интересно, с другой – все-таки от Байрона ожидаешь нечто иного.

В Англии критика встретила работу в острые штыки, а в Штатах, где, как можно было предположить, к альбому отнеслись бы куда более лояльно, у местного филиала Arista Records возникли финансовые проблемы, и в итоге диск там так и не вышел.

После этого Дэвид решил взять паузу в своей вокальной деятельности и переключился на продюсирование. В 1979 году он взял под свою опеку проект DENNY AND THE JETS, в который вошли гитарист Денни Болл (с ним Байрон записывал свой первый сольник Take No Prisoners), Джуд Аллен и жена Дэвида Габи. Впрочем, и здесь Байрон не преуспел.

Следующий год принес Байрону новое разочарование: развод с женой.

Пока еще вместе. Фото из открытых источников в Интернете
Пока еще вместе. Фото из открытых источников в Интернете

В 1981 году Дэвид Байрон предпринимает свою последнюю попытку вернуться в большую музыку. Он создает новый проект под названием THE BYRON BAND. Ключевой фигурой группы становится молодой и перспективный гитарист Робин Джордж. Компанию им составили клавишник Пит Уингфилд, басист Пино Паладино, ударник Роберт Моррис и хорошо известный по работе в группе KING CRIMSON саксофонист Мел Коллинз.

Музыканты долго не раскачивались и вскоре подписали контракт с лейблом Creole Records. Не заставил себя ждать и первый сингл.

Почти сразу же после его выхода в группе произошли серьезные изменения: Уингфилда сменил Боб Джексон, Паладино – Роджер Флавелл, а Морриса – Джон Ширер, ранее сотрудничавший со Стивом Хэккеттом. В этом составе группа записала еще один сингл, а в декабре удосужилась выпустить и полноценный альбом. Весь материал к нему написали Байрон и Джордж.

Как и предыдущие работы, альбом мало чем напоминал URIAH HEEP, был в целом неплох, но явно не дотягивал до высот, которые покорялись Байрону в рядах его прежней звездной группы. Полагаю, что в определенной степени сказалось и время – семидесятые уже закончились, и музыкальные настроения претерпевали серьезные изменения.

Альбом On the Rocks. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом On the Rocks. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома On the Rocks. Фото из открытых источников в Интернете
Обратная сторона альбома On the Rocks. Фото из открытых источников в Интернете
THE BYRON BAND. Нижний ряд, слева направо: Дэвид Байрон, Джон Ширер, Роджер Флавелл; верхний ряд, слева направо: Мел Коллинз, Боб Джексон, Робин Джордж. Фото из открытых источников в Интернете
THE BYRON BAND. Нижний ряд, слева направо: Дэвид Байрон, Джон Ширер, Роджер Флавелл; верхний ряд, слева направо: Мел Коллинз, Боб Джексон, Робин Джордж. Фото из открытых источников в Интернете

После выхода пластинки, как будто в напоминание о постоянных сменах ударников в URIAH HEEP, место Ширера занял Стив Брэй, игравший ранее в группе TRAPEZE.

Отмечу, что музыкантам практически не удалось по-настоящему разыграться. Группа ограничилась двумя концертами в лондонском клубе The Marquee. Первый из них состоялся в августе 1981 года, в второй – уже после выхода пластинки, в 1982 году. Во время выступления с Байроном случился приступ эпилепсии, и он потерял сознание. Это событие отвернуло от него менеджмент группы, дни которой были сочтены. Люди бизнеса оперативно переключились на Робина Джорджа и стали работать с ним персонально.

После принятия решения о воссоздании URIAH HEEP Мик Бокс и Тревор Болдер пришли к Байрону и предложили ему вернуться в группу. У Бокса был на руках контракт со студией на запись альбома. Увы… Дэвид, не совсем трезвый, даже не стал рассматривать предложение, промолвив в ответ что-то типа «лучше ты ко мне гитаристом».

В 2003 году Робин Джордж выпустил двойной альбом с демонстрационными и концертными записями THE BYRON BAND периода 1980–1982 годов. Последняя композиция с нежным названием Angel Song стала посвящением Робина Джорджа Дэвиду Байрону.

По словам самого Джорджа, в нем был представлен материал для второго студийного альбома, который так и не был записан. Робин считает, что в музыкальном плане это могло бы стать более качественной работой.

Альбом Lost and Found. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Lost and Found. Фото из открытых источников в Интернете

Последние три года жизни Байрона прошли вдали от мира музыки, в котором он жил всю свою жизнь. Талант не выдержал тяжелой ноши рок-музыканта и испытания славой. Впрочем, к концу своей жизни Байрон смог все же побороть алкогольную зависимость. В его квартире не было спиртного. Не нашли следов алкоголя и в крови Байрона.

Дэвид Байрон умер 28 февраля 1985 года в своем доме в Мэйденхеде, графство Беркшир, в возрасте 38 лет. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность и эпилептический припадок. Вскрытие показало, что его печень была полностью разрушена алкоголем.

Дэвида Байрона кремировали в Энфилде, на севере Лондона.

Известие о смерти Дэвида Байрона застало URIAH HEEP в туре. Мик Бокс был глубоко потрясен этой трагической новостью. По собственному признанию, он пил пару недель. Вспоминая Байрона, Мик говорит, что тот был настоящим художником музыки, певцом и поэтом, который не столько пел песни, сколько жил ими и в них. Харизматичный человек с голосом ангела, который, осуществив свою мечту и став рок-звездой, не смог удержаться на той вершине, которую покорил.

Кен Хенсли в то время жил в США и работал с группой BLACKFOOT. Смерть Байрона, человека, с которым его многое объединяло и еще больше разделяло, заставила его задуматься о многом. И из BLACKFOOT Хенсли ушел. По своему таланту и оригинальности он ставит Байрона в один ряд с Фредди Меркьюри и Родом Стюартом. Именно такие вокалисты сделали музыкальное исполнение настоящим искусством.

Говоря о музыкантах URIAH HEEP тех лет, Хенсли отмечает, что только такие сумасшедшие люди могли проводить до 300 дней в год на гастролях и работать в студии трое суток напролет, а потом выходить из такого состояния убийственными в прямом смысле этого слова способами. К сожалению, у самого Дэвида не было внутренних тормозов, чтобы остановиться, и у себя дома он, по всей видимости, оставался наедине с самим собой и своими проблемами. Хенсли говорит, что всякий раз вспоминает Байрона, когда исполняет песни, написанные вместе с ним, а таковых немало. И последнее, что меня удивило в словах Кена. Он неоднократно заявлял о том, что никогда не рассматривал вариант со своим возвращением в группу, но вместе с тем, несмотря на все превратности судьбы в целом и судеб его коллег по URIAH HEEP в частности, с удовольствием вернулся бы в то время, когда он сам, Мик, Дэвид, Ли и Гэри были одной командой.

Кен Хенсли умер 4 ноября страшного 2020 года. Чуть раньше, 17 сентября, не стало Ли Керслэйка, ударника классического состава URIAH HEEP. Хочется верить, что они вместе с Гэри Тэйном и Дэвидом Байроном играют новую и старую волшебную музыку в лучших традициях британского рока семидесятых. Там, среди ангелов.

С нами же остается Мик Бокс. Последняя легенда URIAH HEEP. Дай бог, чтобы он радовал нас своей музыкой как можно дольше.

С уходом Хенсли и Керслэйка я пересмотрел свое отношение к группе Мика Бокса, считая, что его команда вправе называться URIAH HEEP даже с учетом того, что ее музыка, на мой взгляд, отстоит дальше от истоков группы, чем альбомы Кена Хенсли. Другой вопрос: как бы звучали URIAH HEEP сейчас в своем классическом составе? Но на него нет и не будет ответа.

Идиллия семидесятых. Фото из открытых источников в Интернете
Идиллия семидесятых. Фото из открытых источников в Интернете

На мой взгляд, невозможно говорить о Дэвиде Байроне вне URIAH HEEP. Для меня он был и остается лучшим вокалистом группы, которого никто не заменит, и одним из лучших фронтменов в истории рок-музыки. Мне понятна коммерческая сторона дела, но все же выскажу мысль, которая кому-то может показаться крамольной: не стоит нынешнему певцу группы Берни Шоу стараться петь песни периода Байрона. В знак уважения к нему. Извини, Берни. Я даже не об уровне одного и другого, хотя и в этом разница весьма ощутима. Я о мятежной душе Дэвида, которая находила выход в каждой песне, исполняемой им в составе URIAH HEEP, затрагивая чувства и души других людей, как ни пафосно это звучит. А это дано очень немногим.

LONG LIVE ROCK’N’ROLL!

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Дэвид Байрон # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #