Таинственная смерть деда, которого я не знала.
Про деда от своей матери я помню мало. Он умер, когда меня и в помине не было. Знаю, что участвовал в Первой мировой войне, имел награды. Ещё он сильно любил свою жену Анастасию, мою бабушку. Её отдали за него не по любви в 15 лет. Тогда это было не редкость. Дедушка же без неё никогда кушать не садился. Будет весь день голодный, если её нет дома, но не сядет за стол. Вот как её любил!
Знаю, что мой дед Анисим вывез в голодные тридцатые годы 20-го столетия на лошадях в Зауралье всю семью и так сохранил её. А семья то у него была большая. Бабушка родила двенадцать детей, из которых выжили девять.
Когда после великого голода вернулись домой в Ульяновскую область, то мало кого осталось в селе. Голод выкосил.
Выживши в тяжелейшее время, он умер печальнейшей смертью...
Пошёл мой дед в лес по грибы. Было ему в то время уже около шестидесяти, вроде. Наверное, мы все через него грибники. И брат, и сестра, и я сама. И мать покойница.
Ушёл дед по грибы да и пропал. Три дня его искали. Нашли в лесу под берёзой. Лежит живой ещё, но с огромным животом. Встать не может. Его на телегу погрузили и полгода по больницам он пролежал, но болезнь определить так и не смогли, и вылечить не вылечили.
Привезли его домой умирать. Сам же он рассказал, что помнил.
Как он в берёзовом лесу набрал грибов и присел отдохнуть. Видит, идёт односельчанин. Его в селе все за глаза колдуном называли. Мама и имя говорила, но не помню. Толи Иван, толи Иваныч. Ну колдун и колдун. Мужики то не больно в это верят. Присел рядом. Покурили вместе.
Тот односельчанин руку на прощанье подаёт. А при встрече не подал. Дед машинально, конечно, протянул и свою руку ответно. И чувствует, как какой то ток по руке пробежал, а потом и по телу всему. Он сразу и присел. Присел и больше ничего не помнит.
Вот так дома после больниц и пришёл его час умирать. А животина такой огромный и остался, и мешал ему. Да только куда ж его денешь, живот этот. И есть ладом не ест, а пузо как барабан.
И умереть не может. То на пол его спустят, то снова на кровать положат... Ему плохо, смерти просит, а умереть не может... Живот огромный мешает и всё. Собрались все попрощаться с ним. И всем плохо вместе с ним.
Тогда вспомнили про бабку-знахарку, что недалеко в соседях жила. Побежала бабушка Анастасия за ней.
Пришла бабка та, старенькая такая. Посмотрела на дедушку Анисима. Покачала головой. Пошептала что-то. Потом подошла к печке русской, опять пошептала что-то и выдернула вьюшку.
Тут же живот у деда опал, а изо рта вылетел дымчатый клубок и в печь.
Дед вздохнул свободно всей грудью и спокойно уже умер...
На кладбище после похорон, когда у свежей могилки остались самые близкие, бабушка с детьми, - вдруг и приходит тот самый колдун.
Как моя мама вспоминает, - бабушка Анастасия детям шепчет, чтобы все фигушки скорее сделали и в карманы спрятали.
А сама громко как закричит с матом:
- " Что, отца забрал, теперь за детьми пришёл и за мною? "
И всё матом на него, матом.
Колдун тот быстро ушёл.
Бабушка много лет до последу прожила после смерти мужа одна. Оба сына с войны пришли ранеными, но живыми. Это было для семьи огромным счастьем. А дочери в тылу пухли от голода, ели лепёшки из картофельных очисток с лебедой, но тоже все семеро выжили.
Этот рассказ от матери про её отца и про моего деда, записала с её слов по памяти...
Здоровья всем и радости в каждой малости...