Начало здесь
Утром прощаемся с Ромой и Тёмой: парням возвращаться в Москву, а нашей группе предстоит уйти с федеральной трассы в глушь Тверской области, направлением на Максатиху и Бежецк. Несмотря на туманное утро, погода постепенно разгуливается, а дорожное покрытие становится всё хуже. Возможно, это самая плохая дорога, по которой я когда-либо ездил. Пытаемся объезжать чудовищные ямы по ухабистым обочинам – всё лучше, чем разбивать подвески об остатки асфальта. Когда через несколько часов начинается грейдер, все вздыхают с облегчением: он кажется магистралью, и мы обгоняем друг друга в клубах пыли. Иногда из-под грейдера на несколько десятков метров выныривают участки старинной брусчатки: я не верю своим глазам! Откуда взялась брусчатка в глухих тверских лесах? Какие древние римляне строили здесь каменные дороги?
В этих краях не найти ресторанов и кафе: добираемся до деревни Братское Удомельского района, где запланирован обед. Я уже не первый год путешествую с французами и отлично усвоил: что бы ни случилось, их жизненно важно всегда вовремя кормить. Французы могут ехать в дождь и в снег, через леса и болота, переносить любые тяготы и лишения, но даже если небо упадёт на землю, в полвторого должен быть ланч, и чтобы десерт и кофе. «Война войной, а обед по расписанию» - не метафора, а реальное выражение времен мушкетёров, когда боевые действия действительно прерывались на обед.
Лори заблаговременно через интернет познакомилась с Ириной, чья мама летом проживает в Братском в старом деревенском доме, согласна принять нас в гости и накормить. Паркуемся в заросшем травой и лопухами дворе, знакомимся с Галиной Павловной и её соседкой Надеждой, а в огороде уже во всю дымит трубой самовар.
Входим в столетний покосившийся дом. Я поливаю на руки ковшиком из ведра, Лори держит наготове полотенце: экзотику заказывали? На обед щи, картошка с грибами, пирог с луком и яйцом и сладкий пирог с ревенём, а ещё чай из самовара. Мы с Лори пытаемся помогать хозяйкам, которые заметно смущаются иностранных гостей, так и не решаются разделить с нами трапезу.
Галина Павловна рассказывает, что живёт в Братском только летом, а на зиму уезжает в Ленинград, что все местные умерли или уехали, только один старик живёт круглый год. Общественного транспорта нет, дороги разбиты, нет даже магазина – раз в неделю приезжает автолавка. Кто-то из наших туристов позже скажет, что визит к Галине Павловне произвёл самое сильное впечатление всей поездки.
Тем временем мы прощаемся с гостеприимными хозяйками и отправляемся в путь. Всего через километр у Пьера глохнет чёрная Ретра и больше не заводится. Сгорает предохранитель цепи зажигания! Потратив некоторое время на безуспешный ремонт, я предлагаю поменяться мотоциклами, дотащить меня на неисправном колясыче до проезжей дороги и оставить на первой автобусной остановке.
- А там – езжайте в гостиницу. Я как-нибудь отремонтируюсь или найду попутный тягач.
- Мы – команда! Мы тебя не бросим! – говорят французы, и Кристиан буксирует меня все оставшиеся до города восемьдесят километров. Как хорошо, что неприятности сплотили наших путешественников, что они почувствовали себя командой, не бросили меня одного.
***
Наконец-то мы в Бежецке! Удивительное дело – в каждой гостинице, в каждом новом городе какие-то свои причуды, никогда заранее не угадаешь. Здесь, например, на каждый номер нам выдают по одному талончику на завтрак.
- Подождите, - удивляюсь я, - Мне по телефону сказали, что завтрак включён!
- Да, завтрак включён в стоимость номера, – соглашается администраторша, - Вот вам талоны: шесть номеров – шесть талонов.
- Но ведь у нас четыре номера с двухместным заселением!
- Я же вам говорю: завтрак включён в стоимость. Один завтрак! За второй нужно доплатить. Будете брать?
Лори никак не может привыкнуть к этим особенностям национального гостиничного бизнеса, громко ругается и возмущается, а я советую смириться с неизбежностью. Мне хочется скорей купить пива и начать чинить сломавшуюся чёрную Ретру, пока ещё не стемнело, однако моя бретонка требует, чтобы я сопровождал группу на ужин: нужно будет переводить и развлекать дорогих гостей. В ресторане французы заказывают две бутылки водки на всю команду: поют песни, смеются, танцуют. Возвращаемся в номера глубокой ночью.
***
Пять утра, звонит будильник. Мы с Лори выпиваем по растворимому кофе и выходим во двор ковырять мотоциклы. Проверяем уровень масла в моторах и мостах, протягиваем и по необходимости добавляем крепёж: ухабы Тверской области собрали свою дань потерянными гайками. Я начинаю осознавать весь масштаб Лориной работы в агентстве мотопутешествий: это вам не покатушки с друзьями! Мы с француженкой – гиды, водители, администраторы, переводчики, логисты, грузчики, штурманы, бухгалтеры, механики и на дуде игрецы. Туристов нельзя оставлять одних ни на минуту, на любые вопросы должны быть немедленно найдены ответы, малейшая проблема должна быть решена безотлагательно. С завистью думаю об участниках ралли-рейдов, которые на бивуаках высыпаются перед трудным гоночным днём, пока механики всю ночь ремонтируют боевые машины. Мы сами себе механики: к завтраку все мотоциклы должны быть на ходу!
Снимаю бензобак чёрной Ретры, проверяю реле и провода… всё на первый взгляд на месте, но предохранитель мгновенно сгорает при попытке запустить мотор. Демонтирую алюминиевую переднюю крышку двигателя, которую отлили вручную в единственном экземпляре по специальному заказу: мотор запускается с пол-оборота и уверенно работает. Похоже, именно крышка замыкает цепь зажигания! Так, эту задачу считаем условно решённой, по сухой дороге можно ехать и без передней крышки.
А вот красная Ретра не заводится… Да что же ты будешь делать! Мотоцикл ведь почти новый и ещё вчера вёл себя безупречно! Стартёр крутит, компрессия есть, искра бьёт, хотя какая-то слабая… мотор так ни разу и не чихнул. Наши туристы организованно выходят из столовой в куртках, с вещами в руках и шлемами на головах, строятся полукругом и смотрят на меня не моргая. Задерживать их дальше нельзя!
Лори пассажиркой чёрной Ретры уезжает со всей группой в Углич, а я остаюсь в Бежецке. Спешить больше некуда: нахожу магазин автозапчастей, покупаю жигулёвский датчик Холла – была уже история с похожими симптомами на другом мотоцикле. Меняю датчик – не помогает. Вскоре звонит Лори: чёрная Ретра опять не заводится, ремонтируют на обочине. Туристы совсем приуныли, некоторые впадают в панику и не верят, что мы доедем. Полный провал.
Звоню Дяде Серёже в Москву: он наконец наладил зажигание моего «Гирапа» и, до сих пор находясь под впечатлением от лекции о международной обстановке, готов всё бросить, немедленно выехать на мотоцикле в Углич и сопровождать группу всё оставшееся время в качестве штатного механика. Вот что значит настоящий друг и ТруЪ оппозитчик! Луч надежды прорезает грозные штормовые тучи.
Ближе к вечеру грузовик доставляет меня к гостинице, где на парковке красивой группой отдыхают остальные «Уралы». Скатываем мотоцикл из кузова «ГАЗели» по двум узеньким доскам: очень страшно! Лори говорит, что туристы совсем приуныли. Сегодняшний день будет переломным: если мы не решим проблемы с техникой, то для наших гостей впечатление от отпуска будет безнадёжно испорчено. Вскоре появляется Дядя Серёжа, вся команда собирается на ужин: в коллективе чувствуется напряжение и апатия. Представляю нашего спасителя, изо всех сил стараюсь вдохнуть в команду надежду. Пока мне не очень верят.
Продолжение здесь