Найти тему
ARTECH

Запланированное устаревание. Как производители вынуждают нас делать повторные покупки?

Оглавление

Планируемое устаревание  — свойство товаров, производители которых намеренно снижают срок эксплуатации, провоцируя потребителя делать повторные покупки. Может использоваться как прямое ограничение срока эксплуатации (поломка), так и различные непрямые способы (например, товар выходит из моды).

Эффект лампочки

В одном из пожарных отделений Калифорнии висит лампа накаливания ручной работы, которая горит с 1901 года, она даже попала в Книгу рекордов Гиннеса. Можете убедиться в этом самостоятельно, если пройдете по ссылке на сайт, где идет прямая трансляция с камеры, которая направлена на столетнюю лампу.

В декабре 1924 года крупные производители лампочек устроили тайное собрание, в заговоре участвовали такие компании как Osram из (Германия), Philips (Нидерланды) и General Electric (США), они объединились в тайный концерн «Фебус», целью которого стала стандартизация работы ламп накаливания.

По новым стандартам лампа должна была работать 1000 часов, а затем перегореть. Для производителей, чьи лампочки по прежнему горели 1500-2000 часов даже ввели штрафы. Картель проработал 16 лет, после началась Вторая мировая война и соглашение было аннулировано. 

-2

Типы устаревания

Техническое (функциональное )

Запланированное функциональное устаревание — тип технического устаревания, в котором компании вводят новую технологию, способную полностью заменить старую.

Над этим типом устаревания работают опытные инженеры задача которых состоит в том, чтобы спроектировать продукт, который выйдет из строя через определенное время работы.

Пример технического устаревания — стиральные машины с электронным управлением, которое часто выходит из строя, а замена этого блока стоит почти как новая машинка.

Системное устаревание

Производители намеренно изменяют систему, в которой используется товар, чтобы им было невозможно пользоваться десятилетиями. Из-за несовместимости старых и новых версий программ пользователь вынужден переходить на последние версии программ только для совместимости с ними. Такая стратегия особенно эффективна для монополистов.

Разработчики компьютерных комплектующих зачастую не допускают обратной совместимости с более старыми версиями, к примеру, это касается старых взаимозаменяемых между собой картриджей и всевозможных коммерческих разъемов.

Иногда производители отказывают в обслуживании товаров, чтобы при поломке пользователь был вынужден купить новый. Но в этом случае стратегия может дать сбой, т.к. находятся третьи лица готовые предложить услуги своего сервисного центра.

Эстетическое устаревание

Планируемое стилевое устаревание происходит, когда маркетологи изменяют стиль товара так, чтобы пользователь покупал его более часто. Производители рассчитывают, что владельцы старых моделей будут чувствовать себя «устаревшими». Это также делается для того, чтобы было возможно отличить товар от конкурента, что уменьшает ценовую борьбу.

В категории товаров, зависящих от моды, входят автомобили, модели которых обновляются каждый год, полностью управляемая стилем швейная промышленность и индустрия мобильных телефонов, стиль которых периодически меняется, а функционал расширяется.

Устаревание с уведомлением

Некоторые товары информируют пользователя о том, что пришло время для покупки замены. Например, фильтры для воды или станки для бритья.

Некоторые производители струйных и лазерных принтеров используют микропрограммное обеспечение в картриджах, которое препятствует их использованию после печати определенного числа страниц, даже если в картридже еще есть чернила. Также эти производители вводят в принтеры конструкции, например, пружинные лапки для считывания информации с чипов, которые неизбежно после определённого количества смен картриджа ломаются.

-3

Если маркетологи ожидают, что товар устареет, они могут произвести его рассчитанным на определённое время жизни. Если по прогнозам товар станет устаревшим технически или стилистически через 5 лет, то многие производители будут производить его только на этот промежуток времени. Такой подход удешевляет производство, что сказывается на конечной стоимости продукта. Например, если в 2008 году средняя цена автомобиля приравнивалась к 55 средним зарплатам, то в 2018 — к 20 средним зарплатам, но и менять машины люди стали чаще.

Единственным способом борьбы с запланированным устареванием для потребителя является покупка товаров компаний с хорошей репутацией и приобретение качественной технической поддержки.

Рекомендую посмотреть видео Какой 4К телевизор купить в 2021 году до 30 000 и 40 000 рублей (43, 50 и 55 дюймов)?: нажмите сюда, чтобы посмотреть видеo .

-4

Не забывайте ставить "нравится" и подписываться на канал , если статья оказалась полезной.