Ситуация на фронте в начале 1942 года по прежнему была угрожающей для СССР - немцы, даже потерпев поражение под Москвой, продолжали свой "Натиск на Восток", на других фронтах закрепились основательно. Глядя на это, коллектив инженеров Магнитогорского металлургического завода предложил проект необычной боевой машины - шагающий ДОТ.
Подобный проект уже был, но не в России
На самом деле, идея магнитогорских инженеров была отнюдь не новой - ещё в 1890 году немецкий инженер Шуман предложил свой проект "мобильного артиллерийского укрепления" - на колесной телеге был установлен бронированный корпус, на который устанавливалась лёгкая судовая башня, вооружённая орудием L/24 калибра 5,3 см. Корпус собирался из 10-мм катаной брони и обеспечивал противопульную защиту.
Такие укрепления были выпущены в количестве около 300 штук и довольно успешно применялись на фронтах Первой Мировой Войны. Доставлялись они к месту дислокации при помощи автомобилей или конных повозок и предназначались для артиллерийской поддержки на требуемых направлениях. Весила такая "бронекаретка" 2200 килограмм и могла устанавливаться как на бетоне, так и на специальном деревянном поддоне.
Укрепления Шумана находились на вооружении армий Австро-Венгрии, Болгарии, Греции и Швейцарии, причём последние из них сняты с вооружения аж в 1947 году.
ДОТ должен быть неуязвим
Взяв за основу идею Шумана, магнитогорский коллектив придумал "неуязвимый ДОТ". Его бронирование достигало 200 мм в лобовой проекции - такую броню не могло пробить ни одно орудие противника. Вооружаться такой ДОТ должен был как минимум одним орудием Л-11 калибра 76 мм, а также двумя 7,62 мм пулемётами в качестве противопехотного вооружения.
Также инженер Алексеев (один из ведущих инженеров проекта) предложил оригинальное решение мобильности своего детища - ДОТ мог шагать, и таким образом менять позиции при необходимости. Правда скорость 45-тонной машины составляла всего 2 километра в час. В мае 1942 года проект был направлен в ГАБТУ СССР на рассмотрение. Глава ведомства, генерал-лейтенант Федоренко обсудил показавшийся перспективным вариант с руководителями других ведомств, например с министром чёрной металлургии Тевосяном, выразившим готовность в предоставлении ресурсов для производства опытного образца.
Однако обсуждение с главами других ведомств выявило крайнее осуждение, что и повлекло за собой отказ в производстве шагающей крепости. Одной из причин отказа назвали не то, что "неуязвимый ДОТ" был непригоден к транспортировке по железной дороге, а сам он добираться на дальние расстояния был неспособен. В итоге амбициозный и возможно, способный перевернуть ход любой битвы ДОТ был "задвинут на полку".
Как советские инженеры хотели его использовать?
Предполагалось что ДОТ, помимо обороны будет участвовать и в атаках, поддерживая пехоту вместо танков - лобовая броня вполне могла позволить подобное. Единственным недостатком конструкции была низкая проходимость - достаточно широкая траншея могла стать серьёзным препятствием, опорные "ноги" двигались примерно в метровом радиусе. Но несмотря на это, шагающее укрепление теоретически представляло собой страшную силу, за счёт солидной боевой мощи способное обращать в бегство солидные боевые подразделения.
Также, в теории, несколько таких самоходных укреплений могло успешно противостоять и танковым атакам, не понеся заметных потерь - мощное бронирование не оставляло шансов на поражение немецкими танками, а мобильность самого укрепления позволяла "прикрывать" как сам ДОТ, так и действующие с ним подразделения или подобные машины.
На мой взгляд, "шагающий ДОТ", опоздал лет на 30. В реалиях Первой Мировой, когда позиционная война была характерна практически для всех фронтов, такая машина точно оказалось бы вполне боеспособной.
Но во время Второй Мировой, из-за новой доктрины германского генералитета, характер войны существенно изменился. Стали актуальны подвижные соединения, которые использовались для окружений и тыловых ударов по войскам противника. Малоподвижный ДОТ, нашёл бы себе применение разве что в обороне.
Но сложности транспортировки и повышенное использование брони, так необходимой для производства необходимых на фронте танков, не оставили изобретению никаких шансов. Таким образом, проект "шагающий ДОТ" можно смело считать утопическим.
Объект 247- зачем советские инженеры хотели модернизировать легендарную СУ-152
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал в 👉 Дзен и 👉 Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!
Вопрос к читателям: