Найти в Дзене

WSJ: В противостоянии Путина и Навального многие россияне доверяют президенту

The Wall Street Journal кратко резюмирует свою статью, опубликованную 20 апреля, следующим образом:

Даже когда Навальный разжигает инакомыслие по поводу долгого правления Путина, президент может рассчитывать на серьезную поддержку.

КАЛИНИНГРАД, Россия. Ожидается, что в среду тысячи демонстрантов выйдут на улицы во многих городах России в поддержку Алексея Навального, заключенного в тюрьму лидера оппозиции, который вызвал у населения недовольство длительным правлением президента Владимира Путина .

Но даже когда лидер оппозиции разжигает инакомыслие, г-н Путин может рассчитывать на поддержку многих россиян, которые либо доверяют его руководству, либо опасаются неопределенности политических изменений, либо не одобряют г-на Навального и его протестное движение.

Госпожа Ларкина на Верхнем озере в центре Калининграда
Госпожа Ларкина на Верхнем озере в центре Калининграда

«Если бы это зависело от меня, Путин мог бы оставаться у власти еще 20 лет», - сказала модельер Ирина Ларкина из своего дома в сером многоквартирном доме в этом российском городе на Балтийском море. «Он тот, кто поднял наш уровень жизни и снова дал нам уважение к себе».

Портрет двух Россий, поляризованных 20-летним правлением г-на Путина, появился после противостояния между Кремлем и г-ном Навальным. Оппозиционный политик объявил голодовку в течение почти трех недель в знак протеста против того, что он называет отказом тюремных властей предоставить ему адекватную медицинскую помощь. В понедельник его поместили в тюремную больницу. Его сторонники говорят, что его здоровье опасно ухудшилось.

Задержание г-на Навального в начале этого года вызвало крупнейшее общенациональное движение протеста в России почти за десять лет. На парламентских выборах в конце этого года союзники хотят использовать этот импульс, чтобы проникнуть в круг тех, на кого г-н Путин рассчитывает в продолжении своего правления, - давней базы и столь же большого класса россиян, которые остаются политически отстраненными.

Но сторонники г-на Навального ведут тяжелую борьбу. Даже в условиях падения уровня жизни, западных санкций и обещаний российских властей запретить западные социальные сети, такие как Twitter и TikTok, г-н Путин продолжает пользоваться завидными рейтингами одобрения. Социологи говорят, что, хотя немногие заявляют о своей полной поддержке г-на Путина, Кремль может по-прежнему рассчитывать на рейтинг одобрения около 60%.

«Настал момент, когда популярность больше не упадет», - сказал Лев Гудков, глава независимой организации по проведению опросов «Левада-центр». «Страна распалась на два лагеря, но Кремль знает, что у населения есть огромная поддержка, даже несмотря на то, что в последние годы она упала», - добавил он.

Более того, многие россияне не считают г-на Навального, которого на протяжении большей части своей политической карьеры оттесняла и дискредитировала российская судебная система, серьезным соперником. А в стране, имеющей долгую историю политических потрясений, многие не доверяют его протестному движению.

По данным Левада-центра г-на Гудкова, с момента его возвращения в Россию, его задержания и первой последующей акции протеста недоверие к г-ну Навальному возросло с 50% до 56%. Данные показывают, что почти половина россиян считает, что г-н Навальный был заключен в тюрьму обоснованно, а 48% респондентов считают его приговор справедливым.

Некоторые места хорошо иллюстрируют эти две России, такие как Калининград, территория России, отрезанная от материка и зажатая между странами Европейского Союза, Польшей и Литвой.

На протяжении десятилетий Калининград был символом диалога между Россией и Европой и отправной точкой для безвизовых поездок на выходные в ЕС, которые когда-то были роскошью, доступной калининградцам. Когда в прошлом году безработица в этом университетском городе с богатым ИТ-сектором выросла на 20%, в начале этого года в Калининграде произошли беспрецедентные протесты.

Для некоторых анклав является напоминанием о славном военном прошлом России - территорией, вырванной у нацистской Германии в конце Второй мировой войны. Оборонные объекты по-прежнему развернуты в сторону Европы, опасаясь конфронтации с Западом. Сохраняется сильный государственный сектор, и, поскольку г-н Путин в последние годы разжигал патриотические настроения, по всему региону, все еще усеянному немецкой архитектурой, появилось больше фресок, посвященных тому, что россияне называют Великой Отечественной войной.

«Люди должны знать свою историю», - сказала 34-летняя г-жа Ларкина, которая вместе со своими тремя дочерьми смотрит фильмы о Второй мировой войне.

Г-жа Ларкина вспоминает, как после распада Советского Союза семьи страдали от нехватки детских садов в городе, которые были либо закрыты, либо сданы в аренду для заработка. Ее личная история охватывает преступления и нищету за годы до правления г-на Путина, а также подпитываемый нефтью экономический бум после его прихода к власти. Государственное телевидение, движущая сила рейтингов г-на Путина, сделало этот контраст главным повествованием о его 20-летнем правлении.

Г-жа Ларкина сказала, что школы улучшились для ее дочерей, которым 14, 8 и 5 лет, и теперь, после прошлогоднего экономического шока в связи с карантином в стране из-за коронавируса и падением цен на нефть, деньги от ее бизнеса снова начали поступать. Политические разногласия с ее мужем в последнее время отчасти привели к их расколу.

«Любой, кто не видит великих дел, которые сделал Путин, просто не имеет определенного базового понимания того, где мы были, когда он пришел к власти, и где мы находимся сейчас», - сказала она, добавив, что она прослеживает свое политическое пробуждение в период после аннексии российскими войсками Крыма в 2014 году.

Герман Простаков с женой Леной
Герман Простаков с женой Леной

Напротив, Герман Простаков, работающий удаленно ИТ-инженер, в начале этого года был побужден к протестам из-за того, что он называет захватом власти г-ном Путиным, чтобы остаться у власти на всю жизнь. Для него последствия Крыма и вмешательства России в восточную Украину омрачили его первые несколько лет на рынке труда, когда рубль упал на фоне падения цен на нефть и западных санкций.

«Я помню эйфорию и флаги, но все, о чем я мог думать в то время, это то, что я не могу найти работу», - сказал он. «Теперь, когда мы сталкиваемся со всеми санкциями, это должно дать нам повод задуматься, действительно ли мы должны поддерживать этого президента».

Он говорит, что усиление репрессий против оппозиции, в том числе уголовные дела против союзников г-на Навального по зимним протестам, должно пробудить воодушевление любого, у кого есть совесть.

В стране, где многие зависят от рабочих мест в секторах, принадлежащих правительству или связанных с ним, многие не хотят выступать против правительства, особенно в условиях нынешнего спада. Государственный сектор России составляет от 40% до 50% экономики страны, в то время как значительная часть частного сектора также лояльна Кремлю.

39-летний Андрей Гикало, работающий в муниципальном правительстве, говорит, что не поддерживает г-на Путина, но считает, что он единственный человек, достаточно сильный, чтобы возглавить такую большую и хаотичную страну, как Россия, даже если это означает согласие с коррупцией, от которой страдает Россия, - одной из главных мишеней протестного движения г-на Навального.

«Среди моего круга друзей никто не интересуется политикой, возможно, некоторые просто в отчаянии махнули рукой», - сказал он. «Но я знаю, что мне не нужен Навальный».

Поляризация между врагами и сторонниками Путина становится все более ощутимой, сказал 62-летний калининградский фотограф Юрий Павлов, который начал выступать против правительства после аннексии Крыма.

Во время недавней поездки две заказчицы, женщины в возрасте от 20 лет, спросили его, за или против г-на Путина, после того, как услышали новостной репортаж из оппозиционно настроенной новостной передачи по его автомобильному радио. «Мы все засмеялись», - сказал он. «Но нас по-прежнему не хватает, не критическая масса ... Дойдем ли мы туда, я не знаю».

Автор: Томас Гроув. Фотографии Ксении Ивановой.