Моей Виктории Андреевне девять, но она уже не первый раз интересуется "заброшками". Я уже возил её в заброшенную церковь, в которой оказалось 6 жилых квартир, на заброшенный кирпичный завод, на руины сахарного завода, больницу, ещё куда-то.... А в этот раз решил показать ей целый заброшенный хутор под названием Мостище.
Дело в том, что я и сам по молодости довольно продолжительное время интересовался заброшенными объектами. Поэтому имею серьезный опыт посещения такого рода мест и могу гарантировать дочери безопасность.
К слову, на хуторе Мостище я в своё время тоже бывал. Мы с другом приехали в эти места и были поражены тем фактом, что хутор оказался почти не жилым, а некоторые дома, при этом, были крыты камышом!
Дочке были обещаны домики с соломенными крышами, как у одного из сказочных поросят, но по приезду выяснилось, что большинство таких крыш за прошедшее время обвалилось.
Остались, в основном, шиферные. А те хаты, что были обитаемы 10 лет назад, в настоящий момент опустели.
Сразу оговорюсь, что если кто-то захочет поехать сюда по нашим следам, имейте ввиду, что дорога сюда не простая. Хутор расположен в низине между трех меловых холмов. Вниз с одного из них ведёт грунтовая дорога под углом градусов в 40. Сначала (в полях) - это эталонный чернозём, а потом на самом крутом участке - меловая крошка.
В любом случае вам понадобится полный привод и достаточный клиренс. Сразу после спуска вы увидите практически новый телефон-автомат. Кажется, он был тут и в 2010-ом, но снова вызвал у меня пресловутый когнитивный диссонанс.
Уж не знаю точно, какие чудаки на букву "мэ" его тут бросили. То ли рыбаки, которые ездят через Мостище к реке Потудань, то ли "дачники". Я насчитал на хуторе всего 3-4 более менее крепеньких дома с закрытыми дверями и некоторыми следами хозяйственной деятельности во дворах и огородах. Но абсолютное большинство мостищенских домов необитаемы.
Во время этой прогулки меня не покидало ощущение, что люди только-только ушли. Даже, скорее, вышли. Везде и всюду личные вещи, иконы, мебель, книги, лекарства...
Но открытые двери, толстый слой пыли и разломанные печи говорят об обратном.
В одном из домов нашли очень красивый, антикварный шкаф:
А с календаря на 2003-2004 год, улыбаясь, смотрит на всю эту безнадёгу "наш" депутат:
Ещё "порадовала" такая находка:
То есть когда-то люди боялись потерять своё родное жилище, а теперь оно пустует без них. В другом доме, перед тем как его покинуть, люди попытались "законсервировать" окна и двери. Очевидно, боялись вандалов и надеялись когда-нибудь вернуться.
Кстати, вообще удивительно, что Мостище до сих пор еще не сгорел. Благодаря тому же не потушенному окурку рыбаков или чёрных копателей, которые наведываются в эти места в поисках сокровищ. Дело в том, что хуторские дома и сараи не каменные и даже не деревянные. Они из речного камыша и просто обмазаны глиной. Чуть что и будут гореть как порох.
Когда-то в Мостище работала даже школа, которая уже давно выглядит так:
Приблизительно в таком же виде и магазин. Даже деревянную обшивку почти полностью сняли.
Перед выездом из дома, я немного погуглил на тему того, что появилось в сети на тему хутора, и нашёл интервью последнего его жителя. Он рассказывал, что занимается рыбалкой, огородом, а за продуктами ездит в Коротояк. Летом на "Ниве", а зимой - на лыжах. Статья датировалась 2017 годом, а её герою тогда было 68 лет.
Ещё в ней было фото его старого дома со старой соломенной крышей, но с новой спутниковой тарелкой на стене. Я очень рассчитывал разыскать его и поговорить с Павлом Деревщиковом о том, как он тут вообще живёт.
Но в нём не горел свет (хотя был уже вечер) и спутниковой тарелки, которая не давала последнему жителю Мостища скучать зимними вечерами, на стене, увы, не было. При этом, калитка была закрыта.
Таким образом, остаётся только гадать, что с ним стало за это время. Будем надеяться, что он все таки жив-здоров и просто уехал на зиму, а по весне вернулся в родные места.
Не забудьте поставить лайк этой фотоистории и подписаться на мой канал, чтобы чаще встречаться в вашей ленте.
Читайте также:
- "Умиротворяющая" безнадёга. Безупречно красивые деревни, в которых почти никто не живёт и не будет