Приветствую от души всех моих читателей!
В своем блоге, я рассказываю истории, увиденные, либо в сновидениях, либо в регрессивных погружениях, а также в состояниях транса и медитаций. О том, что такое регрессии можно прочитать ЗДЕСЬ.
Продолжу рассказ о типологии снов в тибетской практике.
В тибетской йоге сна выделяются три разновидности:
1. Сон неведения или то, что мы описываем образно «спит как убитый». Тело погружается в состояние физиологического сна, а сознание полностью отключается. Человек погружается в состояние абсолютной тьмы. Такой сон питает наш ум и тело, и мы возвращаемся к жизни полностью отдохнувшими и восстановившимися. Поэтому говорится, что «неведение питает сансару».
Сон неведения ощущается как пустота, в которой отсутствует как ощущение собственного Я, так и сознание. Мы исчезаем в таком сне, растворяясь в небытие. Часто такой сон сравнивают с состоянием смерти.
2. Сансарные сны или сны со сновидениями. Я их довольно подробно рассматривала в предыдущих статьях, ссылки на которые я дам в конце.
Сансарный сон называют «великой иллюзией». Там мы оказываемся в одном их 6 миров, куда приводят нас наши эмоции и совершаем различные действия, продиктованные чувствами привязанности или неприязни.
3. Сон ясного света.
Именно это состояние и является целью йоги сна. При этом тело спит, а практикующий не погружается при этом ни во тьму, ни в сновидения, а сохраняет состояние чистого осознания.
Часто «ясный свет» в источниках определяют как состояние пустоты и ясности.
Но до этой вершины есть еще ступенька, которую называют сновидения ясности.
Чем отличаются обычные сны от сновидений ясности. Мне казалось, что именно осознанностью. И действительно, осознанные сны (ОС) составляют основу сновидений ясности. Но, ОСы могут быть и в сансарных снах. В чем же их различие?
Сансарные сны порождаются личными кармическими следами. В таких снах мы видим себя как главного персонажа, и все действия, чувства, эмоции испытываем исходя из особенностей своего личного Я.
В таких снах ум спящего беспорядочно мечется из стороны в сторону, идя вслед за чувствами и эмоциями сновидца и перенося его из мира в мир, из ситуации в ситуацию, из одной локации в другую.
Сны ясности порождаются надличностными кармическими следами. Такие сны могут быть как осознанными, так и нет. Образы сновидений по-прежнему возникают, но как правило они уже не являются лично окрашенными историями.
В таких снах на первый план выходит информация, получаемая непосредственно из сознания. В сновидениях ясности спящий как-будто что-то получает или находит. Такие сны у сновидцев возникают порой совершенно спонтанно. Но устойчивыми становятся лишь благодаря постоянной практике.
Сны ясности надолго остаются в памяти. Подобные сны я называю обучающими. В них мы можем путешествовать по тем местам, где никогда не были, встречаться и общаться с незнакомыми людьми и даже не людьми в различные исторические эпохи, летать в космос или астральные пространства, познавать много нового о себе и мироздании.
Ко снам ясности можно отнести и мой сон о рождении Будды Майтрейи. Его можно прочитать ЗДЕСЬ.
Но как я уже писала, целью йоги сновидений является - ясный сон.
Сложно описать это состояние, т.к. мне пока не удалось даже приблизиться к этому уровню.
Сон с полным осознанием, но абсолютно без форм, явлений, течений и даже без наблюдателя. Конечно, такое же абсолютное присутствие у мастера сохраняется не только в состоянии сна, но и в течении бодрствования. А таких людей принято у нас называть просветленными или реализованными.
Выскажу предположение, что состояние ясного сна можно соотнести с мирами без форм в буддизме и индуизме.
И тут на ум приходит интересное наблюдение: мы начинаем цикл со снов неведения и великой пустоты и заканчиваем миром без снов и без форм.
Неожиданно!
Но при схожести внутренней формы, суть меняется кардинально. Сон неведения можно сравнить с темной комнатой. А ясный свет сродни появлению светильника в этом пространстве. В тот миг, когда загорается свет осознания, вся комната становится освещенной.
И этим ясным светом является не что иное как наше собственное сознание.
Более подробно о практике ясного сна можно прочитать в книге Тендзина Вангьял Ринпоче Тибетская йога сна и сновидений, где он дает практические практики для освоения этого опыта.
Возможно, среди моих читателей окажутся практикующие йогу сна и сновидений, и они смогут дополнить мой рассказ своими примерами.