Найти тему

Дискалькулия у детей: причины, типы и симптомы дискалькулии

Оглавление

Дискалькулия – это дисфункция, при которой сложно освоить базовые математические навыки. Она означает не только большие проблемы в школе с математикой, но и связана с трудностями в ситуациях повседневной жизни, где используются математические навыки:

  • определение времени;
  • оценка цен на продукты при покупках;
  • определение температуры, скорости и т. п.

Типы

Выделяют следующие типы дискалькулии:

  • количественная – проявляется затруднениями в счёте;
  • качественная – означает трудности в понимании математических процессов и пространственной ориентации;
  • смешанная – сочетает в себе симптомы, характерные для количественной и качественной дискалькулии.

Симптомы

У детей вероятность дискалькулии можно диагностировать по следующим симптомам:

  • трудности в понимании математических теорий, преподаваемых в школе;
  • плохие оценки по математике – ребёнок постоянно получает плохие оценки, несмотря на большие усилия;
  • ошибки в расчёте сдачи и нужной суммы при покупках;
  • эффективное изучение абстрактных понятий, таких как время, направление и др.;
  • неправильное понимание времени (невозможность называть приблизительное количество прошедшего времени);
  • некорректное определение порядка прошлых или будущих событий (неверный алгоритм событий);
  • ошибки в определении направлений;
  • невозможность чтения карты;
  • непонимание механических процессов;
  • невозможность командных игр, в которых важен порядок, или которые требуют следования за другими игроками или счётом во время игры;
  • проблемы с планированием времени;
  • ошибки с запоминанием теорий и формул, необходимых для расчётов.

Причины

В настоящее время школы принимают детей с диагнозом дискалькулии. Но эта дисфункция привлекает всё больше внимания.

Причина её до сих пор точно не установлена. Дисфункция имеет сложный характер и имеет несколько причин возникновения:

  • когнитивные факторы;
  • стиль обучения не соответствует личности ребёнка;
  • отсутствие врождённых математических навыков;
  • задержка развития речи, необходимой для изучения математики – соответствующей лексики, синтаксиса и др.;
  • ненадлежащее обучение и применение знаний.

Исследования, проведённые на группе дислексиков, показали следующее:

  • 60% дислексиков испытывают трудности с математикой и счётом;
  • 40% – не имеют проблем.

Из этих 40%:

  • 11% – имеют высокоразвитые математические навыки;
  • 29% – имеют математические навыки, аналогичные людям без дислексии.

Таким образом, дислексия не всегда означает трудности с математикой, хотя оказывается, что обе дисфункции довольно часто проявляются вместе.

Трудно оценить, сколько людей страдает этой дисфункцией, потому что многие люди могут не знать, что они затронуты этой дисфункцией или что существует такое отклонение, как дискалькулия. Кроме того, у многих людей есть проблемы с математикой. Но есть ли у них дискалькулия, ответить непросто.

Недавние исследования показывают, что около 4% учащихся имеют симптомы, характерные для этой дисфункции. Это означает, что в каждом классе может быть один или два ребёнка с дискалькулией. Такие дети могут проявлять способности в других областях и иметь хорошее интеллектуальное развитие.