Я работаю в музеях давно, за это время мне сотни раз задавали самые разнообразные вопросы на тему того, чем занимаюсь. Приведу пару забавных примеров, а заодно чуть больше расскажу вам о своей работе.
1. Ты работаешь в музее?! Круто! Ты из тех людей, кто сидит в зале и охраняет картины?
Эммм, нет. В зале сидят смотрители. Только о них и об экскурсоводах чаще всего вспоминают. На самом деле любой музей – это сложный организм со своей иерархией. Тех же смотрителей распределяет по залам специальный человек (хранитель временной экспозиции, старший смены смотрителей, начальник отдела популяризации, в зависимости от того, как устроено в конкретном музее). Среднестатистическая иерархия устроена следующим образом: директор музея, у него есть заместители по разным направлениям деятельности (тут уж в разных музеях по-разному, замов может и совсем не быть, если музей маленький, а может быть и с десяток по всем направлениям). Особняком среди этих замов стоит фигура Главного хранителя. Фактически, это заместитель директора по фондовой работе. А тут начинается самое интересное – что такое фондовая работа? Фонды (они же коллекция, они же собрание) – это предметы, которые хранит музей. Причем это не только то, что вы видите в залах музея. Поверьте, в лучшем случае для посетителей расставлено 20 процентов от коллекции, а обычно это 2-5 процентов, не более. Главный хранитель руководит разными отделами: реставрацией (если она есть), учетом и самими фондами (например, фонды изобразительных материалов, фотоколлекция, архивные материалы и т.п.).
2. Ты хранитель? Смешно звучит. Как будто мы в фильме со Стивеном Сигалом.
Если это сравнение про то, как Сигал во всех фильмах всех спасает, то да, хранитель это почти про тоже самое. А если серьезно, то хранитель музейных фондов, это человек на чьей ответственности (иногда даже материальной) лежит сохранение той или иной небольшой или огромной коллекции предметов.
3. То есть ты кладовщик?
Нет! Хотя бы в том, что кладовщик складирует и пересчитывает пачки бумаги из Комуса, а хранитель музейных фондов, к примеру, редкие издания книжного фонда, выпущенные лет 100-200-300-400 назад. Для работы с музейными предметами нужно знание того, как с ними обращаться: разный материал требует разного характера манипуляций, большая часть предметов не терпит резких, порывистых движений. Ведь хранитель работает с тем, что должно сохраниться для следующих поколений. Работая с предметами, он знает с какой стороны лучше взять вещь, чтобы продемонстрировать телевизионщикам или как ее лучше установить на подиуме на выставке. Да, хранитель бесконечно перекладывает предметы: то измерить, то отснять, то показать, то выдать, но это не делает его обычным кладовщиком.
4. Зато тебе везет, ты по понедельникам не работаешь. Музеи же закрыты.
Закрыты для посетителей, да, но все музейные сотрудники, кроме тех служб, кто должен выходить в выходные дни (служба безопасности, технической эксплуатации, кассиры, экскурсоводы, смотрители) работают, как и все нормальные люди, с понедельника по пятницу.
5. А тебе не хотелось ничего украсть?
Нет! Никогда. Это не ложь. Работая много лет напрямую с музейными предметами (некоторые из которых не посчитаны и труда унести их не составило бы), ни разу я не думала что-то вынести. По большей части именно такие люди и приходят работать в музей, поэтому за сохранность культурного наследия можете не волноваться, в фонды музея идут работать те, кто не склонен к преступным действиям. А вот криворукие иногда приходят).