Найти в Дзене
Протос

Золотой век русской литературы

Можно ли весь XIX век назвать золотым веком русской литературы ? Почему вообще именно этот век назвали золотым веком русской литературы? Ведь и в XVIII многие наши соотечественники активно брались за перо. Оглядываясь на запад, перенимали все модное, в том числе и от зарубежных писателей. Быть может, не существовало осознания творения именно русской, самобытной литературы. Отчасти это верно, но

Можно ли весь XIX век назвать золотым веком русской литературы ? Почему вообще именно этот век назвали золотым веком русской литературы? Ведь и в XVIII многие наши соотечественники активно брались за перо. Оглядываясь на запад, перенимали все модное, в том числе и от зарубежных писателей. Быть может, не существовало осознания творения именно русской, самобытной литературы. Отчасти это верно, но Россия уже с XVII века - централизованное государство, и, кажется, что было время развиться русскому слову.

Конечно оно развивалось. Перед литературами XIX века стоят их талантливые предшественники: Тредиаковский, Ломоносов, Фонвизин. Но если в XVIII веке Россия только завоевывала себе полноценное место в европейской жизни, то век XIX она уже встречает полноценной европейской державой. Наука, искусство, образование шагнули вперед. Вспомним, что А.С. Пушкин учился у лучших педагогов в передовом учебном заведении – лицее.

Именно с Пушкина начинается «Золотой век». Он создал современный литературный язык. Всё, что написано до него в нашей литературе (за редкими исключениями вроде «Недоросли» Фонвизина) читается сегодня тяжело и архаично. Можно ли сегодня, или в век XX вспомнить писателя, равного ему?

Но не Пушкиным единым. Литература XIX века дала России просто феноменальное количество гениальных писателей. Дала множество классических характеров, так или иначе перерабатываемых последующей литературой. Образы Печорина, Онегина, Базарова, Обломова – в то или иное время театральные режиссеры возвращались и возвращаются к ним. Скучающие люди, «маленькие» люди, лишние люди…

Масштаб писателей порой поражает. Вряд ли можно найти в XX веке писателя, подобного Н.В.Гоголю. Поразительная многогранность таланта. Это и украинские веселые рассказы (со значительной мистической составляющей, взятой из народных сказаний но в литературе новой). Это Петербург с его мелкими чиновниками. Муки творчества бедного художника продавшего мастерство за червонцы. Драматургия Гоголя представлена по сути двумя большими пьесами, но они не сходят со сцен театров и по сей день.

Удивительно, как эти люди успевали всё, никуда не спеша. В известном смысле многие из них не были «трудягами». А точнее, отношение к труду было другое. Пушкин не давил из себя стихов, мог долго не писать, но его «болдинские» осени выходили множеством шедевров. Гоголь многое из своего творчества написал до двадцати пяти. Лермонтов погиб в двадцать шесть. Эти люди, казалось бы, как никто умели поглощаться работой, когда художник не замечает ничего вокруг и настроен лишь на творчество.

Исторически первая половина XIX века для России в целом была удачным временем. После великой победы над Наполеоном передовое общество, увидев, как живут в развитых странах, понимало необходимость перемен. Этим чаяниям не суждено было сбыться, но также не было ни смут, подобных времени воцарения Романовых, ни революций и опустошительных мировых войн, грянущих в будущем. В стране господствовала реакция, но крымская неудача показала всю отсталость николаевской России. Под присмотром третьего отделения творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь. И в «золотой» век русские писатели страдали от цензуры.

«Золотой век» не закончился в середине столетия. Их наследие продолжают гении писателей второй половины XIX века. Либеральные реформы Александра II положительно сказались на литературном творчестве. Стало свободнее дышать, но социальные противоречия никуда не ушли, и это чувствовали писатели. Достоевский, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Некрасов. Их творчество актуально поныне: Кому на Руси жить хорошо? Тварь я дрожащая или право имею ?

Н.Лесков пишет о простых людях, о трагедиях, происходящих в их жизнях. Это был, наконец-то, писатель от народа, поэт жизни простых людей, которая до того, к сожалению, часто давалась лишь фоном.

В это время творит Н.Островский, создав подлинно национальный театр в России, наполнивший репертуаром русские театры.

Многогранен И.С.Тургенев, какой утонченностью наполнены его героини, как чутко они чувствуют. Порой кажется, что такая душевная организация была возможна только в те времена. В последующем веке тургеневских девушек заменили громкие, боевые героини, умеющие постоять за себя. На их фоне Ася, Лиза кажется еще более тонким цветком, неизведанным и далеким. Любовь у Тургенева всегда трагична.

Достоевский подарил мировой литературе невиданный по накалу психологизм. Для Достоевского не нужна интрига, герои его романов живут на страницах, их внутренний мир, переданный с невиданной доселе точностью, меняется перед нашими глазами. Страдания его героев переданы настолько явно, что их внутренне психологическое развитие, подъем и крах их мировоззрения уже сами по себе заменяет любые «лихие» повороты сюжета, без которых не обходился ни один зарубежный роман XVIII века.

Конец золотого века русской литературы ознаменовали Чехов, Горький, Бунин. Чехов – мастер рассказа, умевший в клочок текста вложить самое главное, поместив его за простые строки. Чехов создал в России новую драматургию, без активного внешнего действия, когда весь трагизм заключен в подтекст.

Век заканчивался, вместе с тем заканчивалась лучшая глава в истории литературы в России. Ивана Алексеевича Бунина часто называют последним русским классиком в литературе. Своим творчеством он закрывал эту главу. Многое он писал уже вдали от своей страны, но воспоминаний по ней ему хватило, чтобы воссоздать то, что в реальности уже было утрачено. Страна изменилась до неузнаваемости, изменилась и литература.

XIX век – золотой век русской литературы не только, потому что в это время творили лучшие писатели. Он золотой и по влиянию этих писателей на общество. Не было еще радио, кино, не было массовой культуры. Литература и основанный на ней же театр - вот что было рупором художественных идей. Произведения выдающихся писателей прочитывались тут же после выхода и обсуждались везде, где только можно. Споры велись во всех салонах, на вечерах, собраниях, в столице и в провинции. Литераторы направляли общественную мысль. Никогда этого уже не было после, страна изменилась.

Книги говорят нам, чем жила страна, как она жила. Эти люди всё дальше от нас, но у них есть чему поучиться. В них еще уживались вместе умение жить и успевать в быстро набирающем обороты темпе жизни, и успевать видеть этот мир. Как старик Лаврецкий в «Дворянском гнезде» - сесть на лавочку и окинуть взглядом прожитое. Остановить мгновение, почувствовать скоротечность своего существования. XIX век – век более цельных людей, более масштабных образов, выразительных характеров.