Казалось бы должен работать “принцип ксерокса”. Кладем в него фото, и тот ксерокс лучше, который делает копию с большим разрешением и лучшим цветовым охватом.
Но получается, что мы делаем искажения все меньше и меньше, АЧХ все ровней и ровней. А звучит это почему то все хуже и хуже.
Не читавшим первую часть, рекомендуем начинать читать статью с начала, – Принцип ксерокса. Часть 1. Иначе вам не все будет понятно. Как мы выясняли в первой части, музыкальные инструменты генерируют огромное количество искажений всех видов.
Технологии класса “одна палка 3 струны”, весьма несовершенны:
Но музыканты люди творческие, и донести им очевидную мысль о том, что им необходимо бороться искажениями не представляется возможным. Музыкантами оперируют нотной системой. Так музыканты утверждаю, что на картинке ниже единичная нота ЛЯ частотой 110 Гц (гитара 5 струна).
Таким образом перед инженерами встает уникальная задача, как воспроизвести искажения с минимальными искажениями.
Конечно, и первая струна, с частотой 330Гц, не совсем СЧ частота. Но если оставить гитару совсем без струн, это будет уже не гитара, а барабан. А со всеми струнами получается, что взятый на гитаре аккорд, отыгрывает не только ВЧ, СЧ, НЧ динамики, но и сабвуфер!
Взятый аккорд простирается по всему спектру.
И его фаза прокручивается в новодельных трехполосных АС раза три по кругу. Не меньше. Естественно, что получается “каша”. Так как события происходят в разное время и с очень разными фазами. Ведь никто не будет спорить, что у твиттера и НЧ динамика (не говоря про сабвуфер) сильно разные время, скорости и фазы.
Но нет. Аккорд никогда не “зазвучит” на многополосных АС с традиционными полосовыми фильтрами. Это невозможно. Для того, что бы казалось, что трехполосные АС звучат “качественно”, не стоит слушать на них аккордов, и “плотную” музыку с единым ритмическим рисунком, по всему спектру. Используйте фонограммы создающие ощущение качества.
При декларировании высокой точности воспроизведения, все HI-FI и HI-END акустические системы звучат абсолютно по-разному.
Разница в звучании АС порой размером в “пропасть”, а совсем не в 0,1%. Ровность АЧХ и минимизация искажений не корректируется у слушателей с ощущением качества звучания акустических систем. Многие инженеры это уже осознали.
Но в книжках и пособиях по созданию “высококачественных АС”, черным по белому написано, что нужно уменьшать искажения и ровняют АЧХ в линию. А это полный тупик.
Очевидно, что если нет корреляции количества искажений и качества, то первый вопрос который следует задавать, – все ли искажения одинаково вредны или полезны? Для инженеров существует только то, что можно померить, и они померили:
И пришли к выводу, что ламповые усилители насыщают музыкальный сигнал четными гармониками и дают легкую компрессию. Четные гармоники звучат в унисон, тем самым добавляя в музыку “красивость”.
Новость так себе, так как это было известно уже 50 лет назад. Насыщение четными гармониками, – одна из основных причин по которой вокал и гитару пишут при помощи ламповых предусилителей.
Аудиомурзилки интерпретировали ситуацию более радостно, – у ламповых усилителей больше выражены четные гармоники (унисонные). Что не правда, они не больше выражены, а “выпирают” и вносят отсебятину.
Внимание! При сравнении графиков учитывайте масштаб. У ламповых усилителей гармоники имеют значение единиц процентов. У транзисторных же это 0.00…%.
Действительно, ламповые усилители добавляют “красивости” в музыкальный сигнал, особенно в вокал. Но мы все же обсуждаем не обработку фонограмм.
(Про компрессию ламповых усилителей аудиомурзилки молчат, так как полностью противоречит их бесконечным статьям о вреде компрессии. Про компрессию можно почитать здесь – Как записывают музыку. Ликбез для аудиофилов.).
Правильно сформулированный вопрос звучит так, – по какой причине, что-то кажется нам красивым или не красивым?
Философ Вл. Соловьев в известной статье «Красота в природе» (1889) написал много букв. Если сделать выжимку из его работы, то за основу берется тезис: “цветок красив”. На базе этого тезиса он формирует огромное количество смыслов и выводов. Но так как мы оперируем инженерными понятиями, предлагается разобраться, – а с чего вдруг “цветок красив”?
“Красивость” очень хорошо коррелируется с энтропией.
Если убрать деревья станет по настоящему страшно. Снижение энтропии пугает людей.
Чтобы коробки домов не вгоняли жителей в депрессию, их разумеется нужно искажать и загибать.
Общий принцип таков, – прямые линии быть могут. Но они не должны преобладать и доминировать.
Иначе исчезает чувство спокойствия и комфорта. Что активно используют в офисах, где все обычно прямоугольное и без полутонов.
“Кривые” инструменты генерируют “кривые” искажения.
Энтропия таким образом из световых волн (зрения) переходит на другой уровень, – в звуковые волны (слух).
И если в искажениях звука начинает преобладать упорядоченное, люди начинают придумывать им разные глупейшие эпитеты: сухой, стерильный, холодный, мертвый итд.
И если обратить внимание, можно заметить, что все эти эпитеты очень близки к медицинской терминологии. Так как словами пытаются выразить необъяснимую и непонятную аномалию.
Ровно с той же целью, для чего на мебели рисуют фактуру дерева, некоторые аудиофилы любят слушать проигрыватели грампластинок.
Да, все трещит, шумит… АЧХ и стерео сильно покорежены. Но все упорядоченное забивается “в ноль”. Уровень комфортности и энтропии такой, как всю комнату коврами завесил:
В этом месте я совершенно не стебусь. У самого в коллекции есть около сотни альбомов. При этом, эти альбомы не особо нужно иметь в физическом виде. Можно брать их в цифре, хоть с ютуба. Звуковые и общие ощущения, совершенно не отличаются от прослушивания физических грампластинок.
Тактильных ощущений конечно нет. Но зато есть и преимущество, – специально обученный человек за вас переворачивает пластинку на другую сторону.
Можете попробовать – коллекция Vinyl From USSR
Действительно, своеобразная прелесть от прослушивания искаженных винилом фонограмм есть. Но предполагаю, что все же необходимо, что бы ранее вы слушали эти же альбомы на виниле. Или же магнитофонные записи с этих грампластинок.
Но вряд ли LITTLE BIG имеет смысл, даже пытаться, слушать на виниле.
Современный человек с большой иронией относится к интерьерам с запредельной энтропией (фото с коврами). Им кажется, что это явный перебор. Но следует понимать, что люди в прошлых веках реально боялись всего упорядоченного. Им было очень не комфортно “в прямом”.
Страх к упорядоченному со временем будет уменьшается. Это уже можно проследить. В царской России всегда был перманентный голод. Для понимания ситуации: накануне Первой мировой войны от голода в России ежегодно умирало 1,5 млн человек. Это сильно больше, чем от короновируса.
А они вместо решения этой проблемы, с маниакальной страстью, емкости для кипячения воды загибали.
Но очевидно, что в ближайшие тысячелетия человеку придется с ощущением энтропии жить. И прорывается она порой в удивляющей всех форме.
Вот например, Рогозин предложил разрисовать космические корабли под хохлому и гжель. Что сразу показывает в нем человека старой закалки.
Может не стоит так категорично? Может быть ограничимся нанесением на ракету фактуры дерева? Березы например.
Примирительно к аудиотехнике существует два способа борьбы со страхом к упорядоченному.
На этапе записи фонограмм, в студиях, в их звучания вносятся артефакты призванные увеличить энтропию. Об этом мы уже пишем статью, – Живая и мертвая музыка. Как записывают инструменты в студиях и какие они бывают.
Второй способ. Уменьшение упорядоченных искажений в акустических системах. Этой теме будет посвящена следующая 3 часть этой статьи.
К примеру, многие наверно замечали, что музыкальные инструменты делают в основном из дерева. А не из пластмассы или кевлара.
И основой материал диффузоров динамиков, как и 100 лет назад, – бумага. Не замечаете взаимосвязи? Уверяю вас, это не случайное совпадение.
Подписывайтесь кому интересно.