На фоне того, что происходит с общественным транспортом города Владимир в наше время, неплохо бы вспомнить о такой компании, как «БигАвтоТранс». Она была основана 30 ноября 1999 года и, по мнению многих местных жителей, за два десятка лет работы очень высоко подняла планку пассажирских перевозок в городе. Это одна из трех статей об этой компании.
1. Подвижный состав и его состояние. Некоторые, вероятно, помнят, что еще со времен СССР характерной особенностью нашего города было то, что в нем практически не было маршруток и автобусов, а перевозкой пассажиров, как правило занимались троллейбусы. Но в середине 90-х ситуация стала в корне меняться с появлением на дорогах немецких автобусов. Это были подержанные автобусы из разных городов Германии, которые приходили к нам в возрасте 15-20 лет. Тем не менее, несмотря на свой приличный возраст именно эти автобусы показали жителям Владимира, что на общественном транспорте можно добираться из точки А в точку Б быстро и комфортно.
И именно руководитель «БигАвтоТранс» — Автандил Арешович Биганов стал одним из тех, кто систематизировал эксплуатацию немецкой техники во Владимире и активно развивался в этом направлении. Подвижный состав обновлялся с завидной регулярностью. Благодаря Биганову, наш город увидел аж четыре поколения автобусов марок MAN и Mercedes-Benz. Самые поздние автобусы «БигАвтоТранс», а именно MAN A21 NL313 и Mercedes-Benz O530 Citaro, выпущенные в начале 00-х годов, подняли планку уровня комфорта пассажирских перевозок настолько, что по сей день сложно будет найти автобус отечественного производства, который был бы способен превзойти ее.
Но мало просто иметь хорошие автобусы в парке, ведь нужно еще уметь их обслуживать. Любая техника, особенно старая, какой бы хорошей она не была, в рамках беспрерывной эксплуатации требует к себе постоянного внимания. И в «БигАвтоТранс» это прекрасно понимали, поэтому на их территории была создана мощная ремонтная база, специализирующаяся именно на немецких автобусах. В следствие этого в те годы по дорогам города большинство автобусов компании ездило в очень хорошем состоянии, как во внешнем, так и в техническом.
2. Соблюдение интервалов и большой выпуск автобусов. Когда в 2010 году «БигАвтоТранс» стала монополистом и перевозчиком №1 в городе, жители смогли ощутить все преимущества данного факта. Автобусов в городе стало очень много, только у одного Биганова было около 180 единиц подвижного состава. Интервал маршрута №24 не превышал пяти минут. Бывало так, что к остановке могло подъезжать до 6 автобусов сразу. Даже на самых нерентабельных городских маршрутах выпуск автобусов был не менее 10-ти машин.
3. Редкие случаи сходов с линии. Как было сказано в первом пункте, у «БигАвтоТранс» была отличная ремонтная база, благодаря которой за автобусами постоянно следили. Также, перед выходом на линию проводился регулярный осмотр автобуса. Следствием этого был тот факт, что стоящий на дороге автобус с аварийкой был достаточно редким явлением, чего не скажешь о современных реалиях. Ко всему прочему, «БигАвтоТранс» параллельно занимались услугами по эвакуации, поэтому немудрено, что сломанный автобус оперативно отправлялся в парк, а на смену ему выходил новый.
4. Условия работы на предприятии. Довольно обширная тема для обсуждения, достойная отдельного разбора. Тут лишь хочу сказать, что они были действительно хорошими, особенно на фоне того, что происходит в сфере пассажирских перевозок сейчас: сотрудники предприятия получали достойную зарплату, выплачиваемую без задержек; имели вполне адекватный график работы; бесплатное питание в столовой; утром и вечером по домам людей развозил служебный автобус. Это лишь одни из многих других благоприятных факторов, отразившихся на том, что бывшие сотрудники «БигАвтоТранс» до сих пор с теплом вспоминают о компании и ее руководителе.
5. Продуманная эргономика салонов подвижного состава. И снова преимущество, исходящее из первого пункта. Схема салона автобуса — это наиболее важный критерий для оценки пассажирами уровня комфорта. Немцы, разумеется, здесь не оплошали. В большинстве автобусов «БигАвтоТранс» салон совмещал в себе большое количество грамотно расположенных сидячих мест с большой площадкой для стоячих пассажиров. Единственным недостатком немецких автобусов был узкий проход в задней части, но проявлялся этот недостаток исключительно в час пик.
6. Закупка новых отечественных автобусов. Довольно сомнительный плюс для пассажира, но тем не менее, покупая новые автобуса российского производства, «БигАвтоТранс» не только демонстрировала свою состоятельность (ведь, считается, что закупка б/у техники происходит не от хорошей жизни), но и поддерживала отечественного производителя. Первый раз компания закупила российские автобусы в 2008 году. Ими стали девять низкопольных автобусов марки ЛиАЗ-5292.20, но продержав их у себя всего два года, компания поспешила избавиться от них, продав в Вологду. Несмотря на то, что автобусы были новыми, пассажиры и перевозчик сочли их неудачными, особенно на фоне подержанных автобусов из Германии.
Второй раз отечественные продукты в компании появились лишь спустя шесть лет, в 2014 году. Тогда Биганову отдали в лизинг 20 газовых автобусов марки Volgabus-5270.G0. Перевозчик снова отказался от эксплуатации техники нашего производства, в виду большого количества конструктивных просчетов и низкого качества продукции бренда Volgabus. В дальнейшем это ему очень неприятно аукнулось.
7. Наличие резервных автобусов. Это явление, которое, похоже, давно забыто нынешними перевозчиками, являлось вполне обыденным для «БигАвтоТранс». Резервных машин было по-настоящему много. Любой сход с линии сразу же компенсировался выходом другой машины, незаметно для пассажира. Благодаря этому нарушения маршрутного интервала отсутствовали, как таковые. Как правило роль резервных выполняли автобусы, которые отработали в городе уже больше пяти лет. Хотя случалось и так, что автобус даже не успев поработать на закрепленном маршруте, сразу становился резервным.
8. Организация движения подвижного состава по маршрутам. Помимо соблюдения интервалов и большого выпуска автобусов на маршруты, «БигАвтоТранс» могла похвастаться культурой перевозок. Водителям было запрещено обгонять автобусы своего же маршрута, пропускать остановки, устраивать гонки с другими участниками движения. Нарушители получали серьезные штрафы.
9. Автобусы большого класса на всех маршрутах. У «БигАвтоТранс» не было ни одного маршрута, на котором работали бы автобусы среднего или малого класса. Даже на нерентабельные маршруты, вроде 11С, выпускались большие автобусы. Современные перевозчики перестали поддерживать эту тенденцию еще с осени 2018 года.
10. Отсутствие транспортных коллапсов. За исключением редких случаев, во времена работы «БигАвтоТранс» перебои с общественным транспортом отсутствовали, как класс. Но с осени 2018 года жители Владимира регулярно сталкиваются с нехваткой автобусов и постоянным несоблюдением интервалов. Порой доходит до абсурда. Автор статьи лично столкнулся с тем, что в 20:30, придя на остановку в Добром и планируя доехать до центра, простоял час, так в итоге и не дождавшись автобуса.
Все фотографии взяты с сайта fotobus.msk.ru, а также из других открытых источников.
#владимир #автобусы #бигавтотранс #общественный транспорт #пассажирский транспорт #пассажирские перевозки #mercedes-benz #man #история