Найти в Дзене
Время Романовых

Девочка-фантом из Красноярска

В 2015 году Красноярский краеведческий музей получил запрос на фотографии достопримечательностей Красноярска, сделанные при правлении императора Николая II. Во время поисков работников музея поразил странный факт: на многих фото они обнаружили одну и ту же девочку. Она появлялась в разных концах города в одной и той же одежде и смотрела прямо в камеру. На ряде снимков удалось рассмотреть и ее жуткое лицо с мрачным – до мурашек — взглядом. В прессе и интернете ребенка окрестили «девочка-фантом» из Красноярска.

Конечно, поначалу качество дореволюционных фотографий было не из лучших, от этого нельзя было разглядеть деталей, которые на них присутствовали. При ретуши снимков обнаружилось, что на некоторых из них изображена одна и та же девочка с длинной косой, зонтиком и шляпкой, одетая всегда в этот неизменный костюм.

Примечательно также, что всех на фотографиях девочки, снятых с близкого расстояния, ребёнок имеет смущённое, недовольное либо строгое выражение лица. Но она не убегает, не отворачивается, да и вообще не совершает никаких действий. Просто молча наблюдает за фотографом. Эксперты связывают такое выражение лица с ярким солнцем, которое светило в лицо девочки.

Заметили девочку в совокупности на более чем 20 архивных снимках и стеклянных негативах, но увидевшие поначалу не хотели привлекать внимания к этому явлению до полноценного исследования вопроса. Кто эта девочка? Откуда она взялась? Ее специально ставили в кадр или она сама преследовала фотографа? А, может, она и вовсе оказалась на снимках уже позже? Это, конечно, было предположение тех, кто сильнее склонен к мистицизму.

Девочка появляется, как правило, на фоне известных зданий и сооружений Красноярска. При этом не всегда её изображение находится на переднем плане. Напротив, на многих снимках нужно приглядеться, чтобы заметить фигуру девочки. На обороте многих фотографий имеются следы от клея и уголки некоторых из них повреждены — это позволило предположить, что некогда они были в домашнем альбоме какого-то неизвестного человека, возможно, отца или другого родственника девочки. Однако исследователи, пытаясь установить годы съёмки и сопоставляя время постройки домов, пришли к выводу, что фотографии были сделаны в разное время — в 1906—1908 гг. В этом случае недоумение вызывает то, что возраст девочки на всех снимках остается неизменным, а возрастные изменения детей 7—10 лет были бы достаточно заметны.

Кроме того, неизвестным остается автор фотографий. На некоторых из них стоит штамп «Н. И. Григоровский» и инвентарный номер 185. Это говорит о том, что снимки поступили от красноярских издателей и владельцев магазина супругов Григоровских. На стеклянных негативах стоят инвентарные номера, ведущие к известному красноярскому фотографу Людвигу Вонаго, передавшему фотографии музею в 1934 году. Однако под частью снимков стоит анаграмма «Ф. Е. А.», которая, если предположить, что это инициалы автора, не соотносится с первыми буквами имени какого-либо известного красноярского фотографа. Возможно, буква «Ф» обозначает слово «фотограф», но остальные две буквы не дают никакого ключа к разгадке.

-2

Кроме того, даже если полагать, что девочка — дочь или родственница фотографа, нет разумного объяснения того, почему на многих снимках она не изображена на переднем плане, а просто присутствует.

Выяснилось, что рассматриваемые изначально как авторы снимков Вонаго и Григоровский не могли сделать эти фотографии — изображения лишь поступили из их коллекций. Не оставили они и каких-либо записей, кто мог быть автором этих фотографий. Это довольно удивительно, потому что абсолютно новое для того времени искусство было ещё редким явлением, и каждый, кто имел к нему хоть какое-то отношение, стремился вписать своё имя в историю. Однако вполне возможно, что фотограф был приезжим. Отсюда и неизвестные инициалы и отсутсвие записей о местном фотографе, сделавшим снимки города.

Другой версией стало то, что автору снимков на самом деле было нужно запечатлеть важные городские объекты, многие из которых, например, мост через реку Енисей или же здание железнодорожного вокзала, были стратегическими. Отсюда взялась версия, что фотограф был шпионом, присланным в город для изучения важных объектов. Девочку в таком случае автор помещал в кадр для отвлечения внимания городских жителей. Мол, не город снимаю, а ребёнка. И все же тогда несоответствие возникает в связи с тем, что сооружения были построены не в одно время, следовательно, фотографу пришлось бы ездить в Красноярск несколько лет, а внешность девочки, напомню, за это время должна была измениться.

-3

Вскоре после обнаружения снимков сообщения на эту тему вышли в федеральных и в зарубежных медиа. При этом большинство изданий делало акцент на «мистической» подоплёке явления и относило историю к разряду городских легенд, а саму девочку называли «фантомом» либо «призраком», апеллируя к тому, что неизвестная появилась на изображениях лишь через сто лет, и раньше её никто не замечал, хотя фотографии зачастую висели в известных местах города Красноярска. Однако такие утверждения имеют мало общего с реальностью, так как на всех стеклянных негативах изображение девочки присутствует. Для тех, кто утверждал, что все кадры были исправлены при помощи современных технологий, была проведена экспертиза. По ее результатам специалисты доказали, что эти фотографии не были монтажом.

Судя по одежде, девочка была из состоятельной семьи. Но из какой? Не обознал девочку никто из возможных родственников. Для этого снимки были размещены в социальных сетях в надежде, что кто-то увидит знакомое лицо. К сожалению, таковых не нашлось.

Звучало несколько версий, кем она могла быть. Но все они оказались несостоятельными. По одной, это была Евгения Коновалова, дочь известного местного врача, но при сравнении ее снимков с этими, явного сходства не нашлось. По другой, ее называли одной из местных гимназисток, имя которой было утеряно, так что сравнить изображения оказалось невозможным. Возможно, это была дочь кого-то из покинувших Россию после революции? Но как это выяснить, если никто из возможных потомков не отозвался,- не известно. Была самая странная версия, по которой девочка - это дух Богоматери, появляющийся в месте падения Тунгусского метеорита. Ее, конечно, проверять не стали. Да и как это сделать? Кто-то утверждал, что девочка вовсе не настоящая, а лишь картонная фигура, которую фотограф перевозил с собой с места на место. Зачем и почему - снова вопросы, не дающие ответов.

По случаю этой загадки были выпущены специальные открытки, получившие название «Фотографии, на которых она есть». Никакого имени у девочки не было и придумывать его не стали. Все и так прекрасно понимали, о ком идёт речь.

Кто эта девочка и кто был автором снимков-вопросы, которые остаются на повестке дня до сих пор.