Джеймс Кэмерон, одержимый «Титаником», в 1995 году отправляется в подводную экспедицию к затонувшему лайнеру.
А в сентябре 1996-го строит гигантский макет-декорацию непотопляемого «Титаника», чтобы снять один из самых кассовых фильмов в истории кинематографа.
Комментарии съёмочной группы:
"Когда строишь такую декорацию, нужно придумать, чем ее освещать и как снимать."
"Хоть мы и строили огромное по своим размерам судно, мы не строили его полностью."
"Это был практически целый пароход."
"Палубы той же высоты, и ширина корабля такая же."
"Думаю, до этого, так вообще еще никто не снимал."
Короче говоря – как строили и снимали «Титаник».
Джеймс Кэмерон получает два миллиона долларов на подводные исследования и съемки от кинокомпании «Двадцатый век Фокс», убедив студийных боссов в том, что сможет снять фильм про «Титаник» менее, чем за сто миллионов.
Восьмого сентября 1995 года Кэмерон, в составе международной экспедиции на глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2» погрузился на глубину 3800 метров.
"Это настоящий "Титаник". Он лежит на самом дне океана. Нам удалось заснять его на 35-миллиметровую киноплёнку в 1995 году. Мы сильно рисковали, отправляясь туда с единственной целью - снимать кино, в Атлантическом океане на глубине четыре километра первым делом нужно было раздобыть кинокамеру.
Я спросил своего брата Майка о проблемах, которые могут возникнуть при съемках на такой глубине. Кинокамерой так глубоко еще никто не снимал, разве что только через иллюминатор батискафа. Нам же хотелось, чтобы камера была снаружи, чтобы наклонять ее, панорамировать картинку, чтобы всё было красиво и кинематографично.
Мы придумали наклонно-поворотный механизм и устройство дистанционного управления камерой из батискафа. И собрали 35-миллиметровую камеру в специальном защитном кожухе."
«Мир-1» оборудован двухперфорационной кинокамерой, позволяющей снимать 12 минут на катушку в 152 метра пленки со скоростью до 16 кадров в секунду.
Камера заключена в титановый цилиндр с боросиликатным стеклянным куполом толщиной 10 сантиметров, и установлена на подвижном устройстве за бортом батискафа.
Всё сделано для того, чтобы защитить камеру от высокого давления порядка 400 атмосфер.
«Мир-2» оснащён мощными автономными светильниками и имеет дистанционно управляемый модуль с телекамерой, с помощью которого Джеймсу Кэмерону впервые удалось заглянуть в самые потаённые уголки «Титаника».
"Это "Snoop Dog" - "Проныра", дистанционно управляемый модуль. Специальная разработка Скотта Малларда и "Western Space and Marine" Этот робот вполне неплохо справлялся на глубине 3700 метров под огромным давлением в несколько сот атмосфер.
Эта штуковина работала... Но нам не следовало... Вообщем, я запретил себе, пообещал, что не буду отправлять "Проныру" в самую глубину под обломки корабля. Сейчас мы проплываем к палубе "D" по левому борту.
Хоть я и обещал себе, что не пойду внутрь, когда видишь, как работает эта машина, трудно сдержать свое любопытство и энтузиазм.
По сравнению с современными аппаратами, это неуклюжая, здоровенная... просто какая-то железка на поводке. Но это было в 95-ом. "Последнее слово техники" на тот момент. Здесь мы впервые используем наш аппарат, чтобы проникнуть под обломки судна.
Мы просто... были зачарованы увиденным. "Проныра" медленно плывет к корме корабля. Вдоль прогулочной палубы на уровне "B". Впереди дверь и проход закрыт. Можно лишь заглянуть в окно. Но что скрывается за ним, пока так и останется тайной."
Это была не просто глубоководная экспедиция – это была целая подводная киностудия, под руководством Джеймса Кэмерона.
К каждому погружению готовились как к высадке на Луну. «Хореография» подводных съемок отрабатывалась на модели останков «Титаника», изготовленной специалистами студии «Digital Domain».
Кэмерон вместе с командой операторов глубоководных аппаратов тщательно прорабатывал на макете все действия, которые предстояло сделать на четырехкилометровой глубине.
"Мы отправились туда с одной единственной целью - снимать кино в самых экстремальных условиях. Думаю, до этого, так вообще еще никто не снимал. Мы создали модель затонувшего корабля и вложили в нее всё что знали о том, как выглядел "Титаник", вплоть до изогнутых перил на палубах. Взяли модель с собой на русское судно "Келдыш". Соорудили небольшой макет бухты и прикрепили маленькую камеру к миниатюрному батискафу. Подключили освещение через оптоволокно, в тех местах, где будут настоящие фонари. И сняли несколько пробных кадров.
Я просил русских штурманов перемещать игрушечные субмарины так, будто они управляют настоящими батискафами, чтобы всем было понятно, как предстоит снимать на глубине.
Погружаясь к "Титанику" мы снимали документальный фильм. И это было невероятно, спуститься на четырехкилометровую глубину, под огромным давлением, с кучей разных технологий, я был уверен, что мы справимся. И у нас получилось! Было потрясающе!"
Увидев останки «Титаника» и прочувствовав атмосферу случившейся катастрофы, Джеймс Кэмерон считал своим долгом снять фильм про «Титаник», про события той роковой ночи, дабы передать дух, величие и красоту пассажирского лайнера и показать масштабность трагедии.
Осталось решить где и как снимать. Кэмерон хотел показать «Титаник», сохраняя его настоящие пропорции и настаивал, что снимать сцены затопления только на моделях – нельзя.
Он хотел иметь возможность погрузить в воду корабль или хотя бы часть его в натуральную величину с актерами и каскадерами на борту.
Сперва предлагалось «одеть» в декорации большой грузовой танкер. Потом была идея построить корабль-копию «Титаника», вывести его в Атлантический океан и там затопить.
Поляки были готовы за 3 года и 25 миллионов долларов построить такого «близнеца» – но это очень долго, да и к тому же не дешево.
В итоге сошлись на том, что наиболее удачным и экономичным вариантом будет построить новую студию и водоем с нуля. Туда поместить макет корабля и снимать его как угодно.
В июне 1996 года кинокомпания «Двадцатый век Фокс» покупает на берегу Тихого океана в Нижней Калифорнии, рядом с мексиканским городком Росарито, огромный кусок земли площадью 160 тысяч квадратных метров.
Уже через 3 месяца здесь будет целая студия с офисами, павильонами, гримёрками и декорациями, самая большая из которых – макет «Титаника» почти в натуральную величину.
Сначала выкопали огромный котлован – резервуар для воды, объемом 65 миллионов литров, обеспечивающий обзор открытого океанского простора и способный вместить всю декорацию корабля.
Днем и ночью трудились сотни рабочих и кораблестроителей. Чтобы максимально точно повторить конструкцию легендарного лайнера специалисты использовали в работе чертежи судостроительной компании «Harland & Wolff» и дневник Томаса Эндрюса, главного дизайнера-конструктора корабля.
"Моя любимая декорация - корабль - "площадка номер один". Это был практически целый пароход. Палубы той же высоты. И ширина корабля такая же. Да он... просто огромный. Это совсем не маленький кораблик. Он был в длину размером с 80-этажный дом. Хоть мы и строили огромное по своим размерам судно, мы не строили его полностью. Сократив корабль на несколько секций, мы снимали, перемещая камеру под разными углами. Строить всё - дорого. Нам нужно было немного сократить длину корабля.
Мы просто убрали три секции по 6 метров из конструкции судна, но сделали это так, чтобы никто не заметил. Целиком корабль не снимали. От кормы до носа он ни разу не появляется в кадре, как раз по этой самой причине."
Макет «Титаника» представлял собой двухъярусную платформу, на массивных железных подпорках, позволяющих менять угол наклона.
Чтобы снизить нагрузку сначала по наклонению, а затем по затоплению корабля, его составили из двух секций, соединённых между второй и третьей трубами.
Каждая секция имела собственную стальную конструкцию внутри, сверху которой накладывались внешние элементы декорации. Некоторые из двеpей на палубах вели в конкретные интерьеры, но большинство – просто закрывали собой перекрещенные стальные балки.
Все массивные части экстерьера сначала монтировали на земле, после чего, на больших гидравлических домкратах их поднимали на 12-метровую высоту и закрепляли на стальной конструкции.
Правый борт изготовили из высококачественной зафактуренной фанеры с болтами и иллюминаторами из плексигласа.
А левый борт строить не стали – его добавляли на компьютере, используя изображение правого.
"Вот пример того, как мы использовали шестиметровую модель "Титаника" и миниатюрную видеокамеру на площадке в Мексике, чтобы определить, какие части судна строить и где использовать визуальные эффекты.
Смотрите, здесь, внизу у нас легковушки и грузовики... мексиканские холмы на заднем плане и корабль без борта.
Применяем визуальные эффекты... Добавляем левый борт... Убираем машины внизу... Избавляемся от холмов и создаём реалистичную картинку."
Изучив прогноз погоды за 1912 год и учитывая местные погодные условия, макет «Титаника» расположили носом на сервер для того, чтобы ветер относил дым из труб назад, создавая тем самым иллюзию движения.
Но появились проблемы со съёмками отплытия корабля из Саутгемптона, так как настоящее судно было пришвартовано с левого борта. Пришлось зеркально перевернуть все таблички, буквы на борту и надписи на одежде.
Те, кто должен идти направо, теперь шли налево. Актеры пользовались левой рукой так, будто она правая, а рули в машинах сделали с другой стороны. На постпрадакшене кадры перевернули и всё встало на свои места.
Таким образом удалось сэкономить миллионы на декорации левого борта – обошлись одним правым.
"Если нужно было снимать с левого борта, а у меня был только правый, я снимал сцену с правого борта, а потом зеркально переворачивал кадры, превращая правый борт в левый. Пришлось пораскинуть мозгами, и снимать так, чтобы потом всё выглядело правильно.
"Куда ты опять встаешь?" "А кто справа от тебя?" "Окей, если они справа, значит будут слева". "Вы держитесь за правую руку, а левой поправляйте шляпу". Кошмар какой-то... Но другого выхода не было.
Зато удалось хорошо сэкономить, построив только один борт. Нос корабля тоже не строили. Соорудили только верхнюю палубу с мачтой и ограждениями на высоком стальном каркасе. Это позволяло снимать нос с низких точек, так как корабль хорошо просматривался за ним. Всю остальную часть носа дорисовывали на компьютере."
Чтобы «оживить» макет лайнера, отсканированные фотографии интерьера «Титаника» раскрасили на компьютере, увеличили до пропорций, позволяющих использовать их как «задники», а затем вставили в окна, добавив соответствующую подсветку.
"Когда строишь такую декорацию нужно придумать, чем ее освещать и как снимать. Мы не ожидали, что возникнет такая проблема. Голливудское освещение, прожекторы и софтбоксы здесь не помогут. И я подумал: "А что насчет крана?" Большой строительный кран с длинной поворотной стрелой, на передвижной платформе.
Его можно двигать вверх и вниз, и по всей площадке. Когда съемки только начались у нас была высокая башня. По сути, это был большой строительный кран на рельсах. Но Джим придумал свою конструкцию, прицепил ее на стрелу, а снизу подвесил камеру.
Таким образом мы снимали всё судно будто с вертолета. Это был замечательный кран с платформой и подвесом для камеры. У нас получились такие кадры, которые по-другому просто не снять."
На корабле смонтировали основное освещение, а также дополнительные лампы за окна и иллюминаторы. Получилось две сотни километров проводов и около трех тысяч киловатт света. Удивительно, что все работало хорошо, несмотря на клубки кабелей повсюду.
"Чтобы показать, что "Титаник" на самом деле тонет, мы наклонили его на шесть градусов. Затем отсоединили от корабля переднюю часть длиной 55 метров и прицепили ее к стальным гидравлическим тросам, чтобы поднимать и опускать. Вы действительно видите как передняя часть судна уходит под воду и актеров заливает водой."
"Думаю, зрители должны знать, что массовка в этом фильме, все эти пассажиры, это в основном, настоящие люди, бегающие по огромному макету корабля.
Конечно же, сцены дополняются визуальными эффектами. Но на 90 процентов всё по-настоящему."
В целях экономии ресурсов макет сделали длиной в 231 метр, что всего лишь на 38 метров меньше настоящего «Титаника». Получилась сложная инженерная конструкция внушительных размеров, на постройку которой ушло более ста тысяч тонн металла, 15 тысяч листов фанеры, 30 тысяч заклёпок, десятки тонн краски и 15 миллионов долларов.
"Главное - вовремя повернуть. И всё будет в порядке."
Как-то так. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие.
Ставь лайк «Титанику» и расскажи в комментариях, что бы ты делал, если бы оказался на таком трансатлантическом лайнере.