Найти тему
Remont1969

Зенитки для царя и против царя. Peerless armored AA Lorry. 1916. Ударная сила революции.

Зенитные броневики на шасси американского грузовика Пирлесс, бронированные на английском заводе Уолсли автоматическими пушками Виккерс конструкции Максима по заказу Российской императорской армии, стали одним из самых мощных и эффективных средств поддержки пехоты на русском фронте в году Первой мировой и войн-продолжений. Мощные и хорошо сделанные броневики неоднократно переходили из рук и в руки и переделывались.

Peerless Armoured AA Lorry/Зенитный блиндированный грузовик на шасси Пирлесс

Страна: Великобритания

Производитель: Wolseley Motors Ltd

Год выпуска: 1916

Применение: Российская императорская армия

Кол-во построено: 16

Масса: 4,800

Экипаж: 5

Бронирование: 0,28 дюйма (7,8 мм)

Вооружение 1 x 2-фунтовая (40-мм) зенитная пушка QF 2-pounder naval gun, 1 x .303 дюйма (7,7 мм) пулемет Виккерса

Шасси: Peerless TC 3-ton

Двигатель 4-цилиндровый бензиновый, 32 л.с.

Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Предыдущую статью о зенитных броневиках на шасси Пирс-Эрроу можно прочитать здесь: Два шага вперед. Pierce-Arrow Armoured AA Lorry. 1915. Лучшая ЗСУ Первой мировой.
Блиндированные автомобили-зенитки Peerless TC-3 с автоматическими пушками Vickers QF 2-pounder 1,6-inch AA gun Mark II из состава 2-й Отдельной бронированной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту Русской Императорской армии. Царское Село, декабрь 1916 г.
Блиндированные автомобили-зенитки Peerless TC-3 с автоматическими пушками Vickers QF 2-pounder 1,6-inch AA gun Mark II из состава 2-й Отдельной бронированной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту Русской Императорской армии. Царское Село, декабрь 1916 г.

Российская армия была первой, которая всерьез озаботилась управляемым развитием бронированных автомобильных сил. Может быть такая ориентация и привела в итоге к отставанию в развитии танков, но бронеавтомобильные силы РИА, а затем и Красной Армии были лучшими в мире. Вместе с линейными броневиками параллельно заказывались и моторные зенитные орудия. Достаточно быстро выяснилось, что, несмотря на общие высокие ТТХ моторных орудий российского производства, что на шасси Руссо-Блат, что на шасси Уайт с пушками Лендера, армия не имеет возможности их получить в требуемых количествах. Как уже было принято в этом случае, посмотрели за пролив, тем более там уже работала целая комиссия по закупкам оружия. В качестве орудия было выбрано самое современное на тот момент - QF 2 pounder Mark II - 40-мм автоматическая пушка Виккерса, которая получила ник "том-том". Российской комиссией было заказано у Виккерс 16 зенитных броневиков, которые планировалось производить на заводах Wolseley Motors Ltd, там же, где строились по схожему проекту бронированные зенитки на шасси Пирс-Эрроу для Королевского флота. В отличие от англичан, которые бронировали 5-ти тонные Пирс-Эрроу, для установки бронекорпуса для российских машин были выбраны шасси то же американские, но уже Пирлесс.

-3
Фирма Peerless Mfg были основана в 1889 году и занималась производством велосипедов, в 1900 году был построен первый автомобиль по французской лицензии типа ДеДион. Новое время для Пирлесс началось в 1901-м, когда на фирму на должность главного инженера приходит Луис Муерс (Louis P. Mooers), который попробовал сделать машины, которые соответствовали марке фирмы - Peerless - Бесподобный. Доказать "бесподобность" можно только гонками и в 1904 Муерс нанимает известного тогда гонщика Берни Олдфилда (Barney Oldfield), который носил зелёную форму на гонках, а Peerless становится"Зелёным драконом". "Зеленый дракон" с 13,5-литровым мотором очень успешно выступает на гонках не только в Америке, но и в Европе, а фирма становится одной из трех главных "P" американской автопромышленности: Pierce Arrow, Packard, Peerless.
-4
Но коммерческий успех недолговечен, и с 1913 года компания пошла по рукам, что бы в ноябре 1915 года попасть в руки General Vehicle Company. К тому моменту основу производственной программы составляют грузовики, которые фирма поставляет в в Британскую, Французскую и Российскую армии. Счет произведенных машин идет на тысячи, только в британскую армию поставлено 12 тысяч шасси, сборка машин налажена непосредственно на островах на Wolseley Motors Ltd. Но кому война, а кому, в особенности за океаном, доход и с покупкой Пирлесса General Vehicle Company решает составить конкуренцию Кадиллакам от General Motors, запуская в 1914 году серийный выпуск двигателей V8, а уже в 1915 году Пирлесс показывает серийную легковую модель 56 с мотором V8.
-5

Грузовые Пирлессы имели стандартную конструкции на тот момент для средних грузовиков с цепным приводом на задние колеса. Трехтонный грузовой автомобиль Peerless TC3 американской компании Peerless Motor Company собирался по лицензии на британском заводе Wolseley, на котором и производились броневики. Там же на шасси по российскому заказу устанавливали бронекорпус с 8-мм противопульным бронированием. Бронелисты крепились к каркасу на болтах и заклепках. Сверху броневик имел частично бронированную крышу, которая прикрывала отделение управления и задний отсек, в котором перевозились боеприпасы.

Фото RCforum.ru
Фото RCforum.ru

На заводе Уолсли устанавливался в кузов 40-мм Пом-пом на тумбе, обеспечивающей круговое вращение. Первые машины строились на нормальном шасси с полностью прикрытой бронекорпусом рамой. На машинах последней партии в целях снижения массы, которая вначале должна была уложится в 300 пудов = 4,8 тонны, укоротили заднюю часть корпуса, у этих машин задний мост был расположен практически вплотную к торцу брон6екорпуса. На заводе машины не комплектовались щитами к пушкам. Моторный отсек имел наклонную поднимающуюся защиту радиатора, по бокам отсека для обслуживания были установлены съемные щитки. Бронекорпус имел слегка расширенную в плане в зоне размещения пушки форму с вертикальными бортами, наклонный лобовой лист с широким смотровым люком, который в боевой обстановке мог закрываться люком с опускаемой крышкой со смотровыми щелями, обеспечивал хорошую пулестройкость.

-7
В 1915-1916-м годах на Уолслей выпускались две очень похожие системы - обе были вооружены 40-мм 2-х фунтовыми Пом-Помами. Для британского флота зенитки выпускались на шасси Пирс-Эрроу, для Российской императорской армии на шасси Пирлесс. Главным визуальным отличием двух бронеавтомобилей был привод задних колес, На машинах Peerless Armoured AA Lorry привод был цепной, хорошо заметный на фотографиях, у Пирс-Эрроу - коленчатый вал, на фото незаметный. Сверху броневики Peerless имели частично бронированную крышу. Уже в России автоматические пушки на шасси Пирлесс были оснащены щитами. Бронирование моторного отсека у Peerless было узким и между бронированием боевого отделения и моторного отсека хорошо заметна вертикальная стенка. Только Пирлессы попадали в третьи руки, и если на фотографии рядом с зенитками солдаты в странной форме или пушки заменены на что-то иное, то это тоже Пирлессы.
Рекламное фото Пирлесса в Англии сразу с двумя пулеметами
Рекламное фото Пирлесса в Англии сразу с двумя пулеметами

Выход из броневика осуществлялся через проем с левой стороны за отсеком управления, который прикрывался двумя дверцами. Верхняя дверца могла открываться отдельно для вентиляции боевого отделения или для наблюдения. В рекламных целях на Уолсли сделали фотографию, на которой и в лобовое окно, и в боковое были установлены пулеметы Виккерс, которыми машина по умолчанию не комплектовалась. Тумба, на которой устанавливалась пушка, обеспечивали круговую наводку и вертикальное наведение от -5° до +80°. Орудие располагалось выше бортов корпуса и не имело ограничений по горизонтальной наводке. Боепитание пушки осуществлялось из лент на 25 снарядов. В боекомплект зенитного орудия входили снаряды двух типов: один из них оснащалась трубкой с 10-ти секундной задержкой, второй с 18-ти секундной. Максимальная дальность эффективного огня достигала 3,9 км. Для пристрелки использовались специальные трассирующие снаряды.

-9

Несмотря на то, что заказ на бронированные моторные орудия был сделан еще в конце 1914-года, с его поставкой заказчику возникли проблемы. И грузовики «Пирлесс» TC3, и пушки QF 2 pounder Mark II производились в Великобритании, но первыми в очереди на поставку самых новых пушек стояла собственная английская армия, и производство зениток для России начали только после того, как был полностью выполнен заказ на 48 машин с такой же пушкой на шасси Пирс-Эрроу для сухопутной артиллерии Королевского флота. 16 броневиков для России были собраны только к концу весны 1916-го года, все лето ушло на доставку машин и броневики прибыли в Россию только в сентябре.

Броневики на ЖД станции по прибытию из Британии. Фото RCforum.ru
Броневики на ЖД станции по прибытию из Британии. Фото RCforum.ru

После нескольких провальных закупок пулеметных бронеавтомобилей у британских производителей все поставки стали проходить российскую приемку уже после разгрузки. После испытаний российские военные остались в целом остались довольны машинами, но? так как применять их уже планировали не столько как зенитные, а скорее как универсальные артсистемы, в том числе и для поддержки пехоты? было рекомендовано оснастить броневики пушечными щитами. Новые щиты, которые было правильнее называть полубашнями, были изготовлены так же из 8-мм броневой и имели боковое и верхнее бронирование с амбразурой для пушки. Так же броневики получили пулемет для самообороны в бортовой укладке.


Общий вид машины "Пирлесс"
Общий вид машины "Пирлесс"

В декабре 1916 года все 16 машин были переданы в Царское село в распоряжение 1-й тяжелой запасной артиллерийской бригады, в которой были сформированы четыре четырехорудийные Отдельные бронированные батареи для стрельбы по воздушному флоту - от 1 до 4. К началу 1917 года первые три Отдельные батареи были полностью укомплектованы обученными артиллеристами и опытными шофёрами. Предполагалось, что уже в феврале эти батареи уйдут на фронт. Но здесь вмешалась политика.

Фото Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В
Фото Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В

После февральского переворота правительство не захотело расставаться с такой мощной силой и придержало 2-ю и 3-ю батареи в Петрограде. Особенно отличилась вторая батарея, которая своими пушками "убедила" Сводно-гвардейский полк снять с охраны в Александровском отрекшегося императора и его семью. В марте 1917-го 2-ю Отдельную батарею отправляют на Румынский фронт, вслед за первой батареей, которая ушла на тот же фронт в январе, где она, как обладающая высоким боевым потенциалом и боеспособностью даже в смутное безвременье, получает право носить наименование «Батарея смерти».

2-я Отдельная бронированная автомобильная батарея движется для разоружения Сводно-гвардейского полка, охранявшего Александровский дворец, в котором находился отрекшийся император с семьёй. Фото RCforum.ru
2-я Отдельная бронированная автомобильная батарея движется для разоружения Сводно-гвардейского полка, охранявшего Александровский дворец, в котором находился отрекшийся император с семьёй. Фото RCforum.ru

3-я Отдельная бронированная батарея для стрельбы по воздушному флоту отправилась в мае 1917 года на Западный фронт, где поступила в распоряжение 15-й Сибирской стрелковой дивизии 2-й армии. Первые боевые успехи у батареи появились в конце июня. 22 и 23 июня было сбито по одному германскому самолету, по первому самолету было выпущено 147, а по второму 170 снарядов. Но эффективность ПВО не стоит измерять только в сбитых самолетах, зачастую заградительная стрельба просто не подпускающая аэропланы противника к своим позициям в течении длительного времени лучше чем 1-2 сбитых. На дальностях 2-3 километра точность стрельбы из Пом-помов была отвратительной и попасть в цель по "заданию" было невозможно, эффективной была именно заградительная стрельба в сторону цели.

Машина «Пирлесс» с коротким корпусом без щита 3-й Отдельной бронированной автомобильной батареи. Западный фронт, июнь 1917 г. Фото Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В
Машина «Пирлесс» с коротким корпусом без щита 3-й Отдельной бронированной автомобильной батареи. Западный фронт, июнь 1917 г. Фото Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В

Осенью 1917 года армия стремительно разваливалась, даже самые боеспособные части сталкивались с проблемами, так в связи с недостатком боеприпасов к английским 40-мм автоматическим пушкам, которые до переворота поставлялись из Британии, одна батарея броневиков «Пирлесс» была возвращена в Петроград, другие оставались в действующей армии до конца войны – на Западном и Румынском фронтах, где фактически и были брошены. В отличие от машин бывших в руках Красной армии, которой достались по наследству и все запасы боеприпасов, броневики попавшие в руки белой гвардии или украинизированных формирований чаще всего переделывались в пулеметные машины.

Попавшие в руки Германской армии на два Пирлесса и два Джеффери. фото Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В
Попавшие в руки Германской армии на два Пирлесса и два Джеффери. фото Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В

В ходе расползания бронетехники в ходе боевых действий на территории бывшей Российской империи по армиям мелких стран стали расползаться и броневики Пирлесс, которые служили Украинской раде, находились на вооружении в Польской, Финской и Эстонской армиях. По состоянию на 1923 год в рядах РККА числилось пять броневиков на шасси Пирлесс. К началу 30-х годов все машины полностью выработали свой ресурс и были утилизированы.

-16

Бронеавтомобили «Пирлесс» с зенитными орудиями QF 2 pounder Mark II, стали не только самыми массовыми моторными орудиями в Русской императорской армии, а затем в РККА, но и самыми удачными по балансу боевых качеств. Особенно ценным было их применение в качестве средства поддержки пехоты. Мощное шасси позволяло модернизировать машины и обеспечило ей длинный срок службы, в том числе с измененным вооружением.

-17
Эта статья о моторный блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитный машинах, построенных в Великобритании. Следующая статья о Пирлессе на службе в эстонской армии будет здесь: Зенитки для царя и против красных. Peerless armored AA Lorry. 1916. От "Кречета" к "Домовому" через "Плохого Парня"

Источники:

https://www.drive2.ru/b/4899916394579148757/ (Def-AleksБлог › Забытые имена. Глава 51. Peerless)

Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018

Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коломиец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).

War Cars: British Armoured Cars in the First World War Paperback – September 1, 1996 by David Fletcher