Зенитные броневики на шасси американского грузовика Пирлесс, бронированные на английском заводе Уолсли автоматическими пушками Виккерс конструкции Максима по заказу Российской императорской армии, стали одним из самых мощных и эффективных средств поддержки пехоты на русском фронте в году Первой мировой и войн-продолжений. Мощные и хорошо сделанные броневики неоднократно переходили из рук и в руки и переделывались.
Peerless Armoured AA Lorry/Зенитный блиндированный грузовик на шасси Пирлесс
Страна: Великобритания
Производитель: Wolseley Motors Ltd
Год выпуска: 1916
Применение: Российская императорская армия
Кол-во построено: 16
Масса: 4,800
Экипаж: 5
Бронирование: 0,28 дюйма (7,8 мм)
Вооружение 1 x 2-фунтовая (40-мм) зенитная пушка QF 2-pounder naval gun, 1 x .303 дюйма (7,7 мм) пулемет Виккерса
Шасси: Peerless TC 3-ton
Двигатель 4-цилиндровый бензиновый, 32 л.с.
Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Предыдущую статью о зенитных броневиках на шасси Пирс-Эрроу можно прочитать здесь: Два шага вперед. Pierce-Arrow Armoured AA Lorry. 1915. Лучшая ЗСУ Первой мировой.
Российская армия была первой, которая всерьез озаботилась управляемым развитием бронированных автомобильных сил. Может быть такая ориентация и привела в итоге к отставанию в развитии танков, но бронеавтомобильные силы РИА, а затем и Красной Армии были лучшими в мире. Вместе с линейными броневиками параллельно заказывались и моторные зенитные орудия. Достаточно быстро выяснилось, что, несмотря на общие высокие ТТХ моторных орудий российского производства, что на шасси Руссо-Блат, что на шасси Уайт с пушками Лендера, армия не имеет возможности их получить в требуемых количествах. Как уже было принято в этом случае, посмотрели за пролив, тем более там уже работала целая комиссия по закупкам оружия. В качестве орудия было выбрано самое современное на тот момент - QF 2 pounder Mark II - 40-мм автоматическая пушка Виккерса, которая получила ник "том-том". Российской комиссией было заказано у Виккерс 16 зенитных броневиков, которые планировалось производить на заводах Wolseley Motors Ltd, там же, где строились по схожему проекту бронированные зенитки на шасси Пирс-Эрроу для Королевского флота. В отличие от англичан, которые бронировали 5-ти тонные Пирс-Эрроу, для установки бронекорпуса для российских машин были выбраны шасси то же американские, но уже Пирлесс.
Фирма Peerless Mfg были основана в 1889 году и занималась производством велосипедов, в 1900 году был построен первый автомобиль по французской лицензии типа ДеДион. Новое время для Пирлесс началось в 1901-м, когда на фирму на должность главного инженера приходит Луис Муерс (Louis P. Mooers), который попробовал сделать машины, которые соответствовали марке фирмы - Peerless - Бесподобный. Доказать "бесподобность" можно только гонками и в 1904 Муерс нанимает известного тогда гонщика Берни Олдфилда (Barney Oldfield), который носил зелёную форму на гонках, а Peerless становится"Зелёным драконом". "Зеленый дракон" с 13,5-литровым мотором очень успешно выступает на гонках не только в Америке, но и в Европе, а фирма становится одной из трех главных "P" американской автопромышленности: Pierce Arrow, Packard, Peerless.
Но коммерческий успех недолговечен, и с 1913 года компания пошла по рукам, что бы в ноябре 1915 года попасть в руки General Vehicle Company. К тому моменту основу производственной программы составляют грузовики, которые фирма поставляет в в Британскую, Французскую и Российскую армии. Счет произведенных машин идет на тысячи, только в британскую армию поставлено 12 тысяч шасси, сборка машин налажена непосредственно на островах на Wolseley Motors Ltd. Но кому война, а кому, в особенности за океаном, доход и с покупкой Пирлесса General Vehicle Company решает составить конкуренцию Кадиллакам от General Motors, запуская в 1914 году серийный выпуск двигателей V8, а уже в 1915 году Пирлесс показывает серийную легковую модель 56 с мотором V8.
Грузовые Пирлессы имели стандартную конструкции на тот момент для средних грузовиков с цепным приводом на задние колеса. Трехтонный грузовой автомобиль Peerless TC3 американской компании Peerless Motor Company собирался по лицензии на британском заводе Wolseley, на котором и производились броневики. Там же на шасси по российскому заказу устанавливали бронекорпус с 8-мм противопульным бронированием. Бронелисты крепились к каркасу на болтах и заклепках. Сверху броневик имел частично бронированную крышу, которая прикрывала отделение управления и задний отсек, в котором перевозились боеприпасы.
На заводе Уолсли устанавливался в кузов 40-мм Пом-пом на тумбе, обеспечивающей круговое вращение. Первые машины строились на нормальном шасси с полностью прикрытой бронекорпусом рамой. На машинах последней партии в целях снижения массы, которая вначале должна была уложится в 300 пудов = 4,8 тонны, укоротили заднюю часть корпуса, у этих машин задний мост был расположен практически вплотную к торцу брон6екорпуса. На заводе машины не комплектовались щитами к пушкам. Моторный отсек имел наклонную поднимающуюся защиту радиатора, по бокам отсека для обслуживания были установлены съемные щитки. Бронекорпус имел слегка расширенную в плане в зоне размещения пушки форму с вертикальными бортами, наклонный лобовой лист с широким смотровым люком, который в боевой обстановке мог закрываться люком с опускаемой крышкой со смотровыми щелями, обеспечивал хорошую пулестройкость.
В 1915-1916-м годах на Уолслей выпускались две очень похожие системы - обе были вооружены 40-мм 2-х фунтовыми Пом-Помами. Для британского флота зенитки выпускались на шасси Пирс-Эрроу, для Российской императорской армии на шасси Пирлесс. Главным визуальным отличием двух бронеавтомобилей был привод задних колес, На машинах Peerless Armoured AA Lorry привод был цепной, хорошо заметный на фотографиях, у Пирс-Эрроу - коленчатый вал, на фото незаметный. Сверху броневики Peerless имели частично бронированную крышу. Уже в России автоматические пушки на шасси Пирлесс были оснащены щитами. Бронирование моторного отсека у Peerless было узким и между бронированием боевого отделения и моторного отсека хорошо заметна вертикальная стенка. Только Пирлессы попадали в третьи руки, и если на фотографии рядом с зенитками солдаты в странной форме или пушки заменены на что-то иное, то это тоже Пирлессы.
Выход из броневика осуществлялся через проем с левой стороны за отсеком управления, который прикрывался двумя дверцами. Верхняя дверца могла открываться отдельно для вентиляции боевого отделения или для наблюдения. В рекламных целях на Уолсли сделали фотографию, на которой и в лобовое окно, и в боковое были установлены пулеметы Виккерс, которыми машина по умолчанию не комплектовалась. Тумба, на которой устанавливалась пушка, обеспечивали круговую наводку и вертикальное наведение от -5° до +80°. Орудие располагалось выше бортов корпуса и не имело ограничений по горизонтальной наводке. Боепитание пушки осуществлялось из лент на 25 снарядов. В боекомплект зенитного орудия входили снаряды двух типов: один из них оснащалась трубкой с 10-ти секундной задержкой, второй с 18-ти секундной. Максимальная дальность эффективного огня достигала 3,9 км. Для пристрелки использовались специальные трассирующие снаряды.
Несмотря на то, что заказ на бронированные моторные орудия был сделан еще в конце 1914-года, с его поставкой заказчику возникли проблемы. И грузовики «Пирлесс» TC3, и пушки QF 2 pounder Mark II производились в Великобритании, но первыми в очереди на поставку самых новых пушек стояла собственная английская армия, и производство зениток для России начали только после того, как был полностью выполнен заказ на 48 машин с такой же пушкой на шасси Пирс-Эрроу для сухопутной артиллерии Королевского флота. 16 броневиков для России были собраны только к концу весны 1916-го года, все лето ушло на доставку машин и броневики прибыли в Россию только в сентябре.
После нескольких провальных закупок пулеметных бронеавтомобилей у британских производителей все поставки стали проходить российскую приемку уже после разгрузки. После испытаний российские военные остались в целом остались довольны машинами, но? так как применять их уже планировали не столько как зенитные, а скорее как универсальные артсистемы, в том числе и для поддержки пехоты? было рекомендовано оснастить броневики пушечными щитами. Новые щиты, которые было правильнее называть полубашнями, были изготовлены так же из 8-мм броневой и имели боковое и верхнее бронирование с амбразурой для пушки. Так же броневики получили пулемет для самообороны в бортовой укладке.
В декабре 1916 года все 16 машин были переданы в Царское село в распоряжение 1-й тяжелой запасной артиллерийской бригады, в которой были сформированы четыре четырехорудийные Отдельные бронированные батареи для стрельбы по воздушному флоту - от 1 до 4. К началу 1917 года первые три Отдельные батареи были полностью укомплектованы обученными артиллеристами и опытными шофёрами. Предполагалось, что уже в феврале эти батареи уйдут на фронт. Но здесь вмешалась политика.
После февральского переворота правительство не захотело расставаться с такой мощной силой и придержало 2-ю и 3-ю батареи в Петрограде. Особенно отличилась вторая батарея, которая своими пушками "убедила" Сводно-гвардейский полк снять с охраны в Александровском отрекшегося императора и его семью. В марте 1917-го 2-ю Отдельную батарею отправляют на Румынский фронт, вслед за первой батареей, которая ушла на тот же фронт в январе, где она, как обладающая высоким боевым потенциалом и боеспособностью даже в смутное безвременье, получает право носить наименование «Батарея смерти».
3-я Отдельная бронированная батарея для стрельбы по воздушному флоту отправилась в мае 1917 года на Западный фронт, где поступила в распоряжение 15-й Сибирской стрелковой дивизии 2-й армии. Первые боевые успехи у батареи появились в конце июня. 22 и 23 июня было сбито по одному германскому самолету, по первому самолету было выпущено 147, а по второму 170 снарядов. Но эффективность ПВО не стоит измерять только в сбитых самолетах, зачастую заградительная стрельба просто не подпускающая аэропланы противника к своим позициям в течении длительного времени лучше чем 1-2 сбитых. На дальностях 2-3 километра точность стрельбы из Пом-помов была отвратительной и попасть в цель по "заданию" было невозможно, эффективной была именно заградительная стрельба в сторону цели.
Осенью 1917 года армия стремительно разваливалась, даже самые боеспособные части сталкивались с проблемами, так в связи с недостатком боеприпасов к английским 40-мм автоматическим пушкам, которые до переворота поставлялись из Британии, одна батарея броневиков «Пирлесс» была возвращена в Петроград, другие оставались в действующей армии до конца войны – на Западном и Румынском фронтах, где фактически и были брошены. В отличие от машин бывших в руках Красной армии, которой достались по наследству и все запасы боеприпасов, броневики попавшие в руки белой гвардии или украинизированных формирований чаще всего переделывались в пулеметные машины.
В ходе расползания бронетехники в ходе боевых действий на территории бывшей Российской империи по армиям мелких стран стали расползаться и броневики Пирлесс, которые служили Украинской раде, находились на вооружении в Польской, Финской и Эстонской армиях. По состоянию на 1923 год в рядах РККА числилось пять броневиков на шасси Пирлесс. К началу 30-х годов все машины полностью выработали свой ресурс и были утилизированы.
Бронеавтомобили «Пирлесс» с зенитными орудиями QF 2 pounder Mark II, стали не только самыми массовыми моторными орудиями в Русской императорской армии, а затем в РККА, но и самыми удачными по балансу боевых качеств. Особенно ценным было их применение в качестве средства поддержки пехоты. Мощное шасси позволяло модернизировать машины и обеспечило ей длинный срок службы, в том числе с измененным вооружением.
Эта статья о моторный блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирлесс входит в цикл статей о зенитный машинах, построенных в Великобритании. Следующая статья о Пирлессе на службе в эстонской армии будет здесь: Зенитки для царя и против красных. Peerless armored AA Lorry. 1916. От "Кречета" к "Домовому" через "Плохого Парня"
Источники:
https://www.drive2.ru/b/4899916394579148757/ (Def-Aleks › Блог › Забытые имена. Глава 51. Peerless)
Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018
Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коломиец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).
War Cars: British Armoured Cars in the First World War Paperback – September 1, 1996 by David Fletcher