Обыватели если и слышат про "черный" пиар, то с первого пинка вспоминают флорентийца Н. Макиавелли, забывая о том, что в еще в древности на Востоке человечество обогатилось величайшей школой по "удавлению" врагов, заключенных в поэтическом шедевре - поэме "Махабхарате" или "Песни о великой битве потомков Бхараты".
Если отбросить тончайшую философию и нравоучения воплотившихся в смертных ведических богов, то в центре картины заурядная родовая распря двух ветвей - Кауравов и Пандавов - одного рода за дедовский трон в Хастинапуре. Я не назову поименно всех персонажей, сцепившихся в борьбе, как тигры в джунглях, сосредоточусь на духовных вождях двух противоборствующих лагерей.
Законченных негодяев Кауравов, или "сыновей династии Куру", ведет дядюшка Шакуни по материнской линии. Лагерь светочей истины Пандавов или "сыновей Панду" напутствует Васудева Кришна, одна из аватар бога-хранителя Вишну.
.
Пандавы начинают с лишений и потерь: до их появления на свет царь Панду отказывается от власти и вместе с женами - Кунти и Мадри, уходит в добровольно-принудительное изгнание. В лесной тишине и благодати появляются на свет все пять братьев, Они были рождены супругами потерявшего трон монарха от богов, так как Панду был проклят отшельником-магом, и не мог иметь потомство.
Дети выросли в лесу, а когда отец умер, вернулись в Хастинапур. Пятерых ребят сильно доставали сто кузенов Кауравов, причем их лидера Дурьодхану, стопроцентного волюнтариста, политически натаскивал дядя Шакуни. Сиротам и их маме Кунти ( Мадри взошла на погребальный костер Панду) очень несладко при дворе. Столкновения с братьями продолжались и в школе брахмана-воина Дроны, и по возращении, где после краткой передышки бедолагам был уготован пожар в смоляном доме. Пандавы терпели и прощали, прощали и терпели.
Они какое-то время жили как отшельники, прячась от шпионов и наемных убийц, но, узнав о сваямваре царевны соседнего царства Драупади, вышли из подполья. Красавица, родившаяся из пламени небесного огня, вскоре стала женой всех пятерых братьев.
Несколько лет спустя старший брат Пандавов, к тому времени провозглашенный императором, проигрывает и жену, и всех братьев, и себя, в итоге оказавшись в изгнании. И с сего момента происходит мощный переворот в сознании эпических героев - Пандавы готовятся к войне. Они забывают о мире и всепрощении, дхарме и молитвах, превращаясь в бандитов с большой дороги, как и их гадкие и подлые кузены Кауравы.
Стиль политической борьбы в "Махабхарате" скорее лисий, чем львиный. Война и боевые столкновения занимают не столь уж много страниц живописного текста. Сцены описаны великолепно: от простых драк с пристрастием до применения космического оружия и полетов на другие планеты. Из-за постоянного участия планетарных духов и прочих экзотических персонажей - нагов и ракшасов, понимаешь, что земляне мало знают о прошлом родной планеты, вероятно, одном из форпостов человечества в предалекие времена.
Духовный вождь Пандавов, царь Двараки Васудева Кришна, он же синеликий бог Вишну, охраняющий метагалактику от всякого зла, оперирует высокоморальными понятиями - долг, честь, совесть. Но при том третирует и Кауравов, и их друга - царя Анги Карну, сводного и неузнанного брата Пандавов. Показательна расправа с собственным кузеном - царем Чеди Шушупалой, политическим оппонентом и соперником в личном плане. Так, царевна Рукмини, очередное воплощение Лакшми, была обещана отцом в жены Шушупале, но убежала с Кришной. При этом провернуть операцию по умыканию невесты Кришне помог Арджуна, военный лидер Пандавов, надевший по случаю женское сари. Как закончил земной путь бедовый царь Шушупала? Печально - Кришна отрезал тому голову собственным боевым диском в собрании царей, проведя заодно и акцию устрашения политических противников.
Политический стиль Кришны и Пандавов отличаются от методов Кауравов только внешней респектабельностью, сдержанностью и дипломатичностью. Кришна хитрее, тоньше и изощреннее Шакуни: первый оперирует методами психологического давления и изредка, но показательно применяет силу, а второй - хуже лавирует в дипломатии и прибегает неоправданно часто к методам физического устранения. Шакуни пытается убить маленького Бхиму руками племянника, науськивает родичей против кузенов на протяжений поэмы. Именно он разрабатывает план унижения Пандавов во время игры в кости. Его цель - физическое устранение вместо морального поражения врага, Кришна в большинстве случаев придерживается обратной тактики. Здесь как раз Шакуни и проигрывает: он перегибает палку и бумеранг летит в сторону Кауравов всю вторую часть поэмы. Разумеется, погибает и сам Шакуни, и его племянники.
Говоря о борьбе Шакуни и Кришны невозможно не заметить еще один факт: в "Махабхарате" есть прямое указание на противостояние Севера и Юга. Шакуни сервирован как северянин: везде появляется в богатом костюме, украшенном шкурой огромного хищника и богато расшитым драгоценной бирюзой. Кришна, напротив, царь Двараки, царства расположенном на берегу могучего океана, сулящего в равной степени и великие богатства, и неисчислимые беды.
Историю пишут победители, поэтому Пандавы и их духовный вождь каждый раз преисполнены отваги в борьбе за истину и правду, а их враги Кауравы - грязные мерзавцы, погрязшие во всевозможных пороках и грехах. По сути, обе стороны замараны в борьбе за власть по самые локти и нос. В любой истории кто-то победил, а кто-то проиграл, после чего методы победителя по завоеванию и удержанию власти и становятся новой моралью, но вот насколько она высокодуховна - большой вопрос.