Найти тему
Белая роза

Братство Ессеев

Национальный парк Кумран
Национальный парк Кумран

Ессеи создали общину, стоявшую вне официальной религии того времени. Слово «ессеи» на арамейском означает «праведные» или «чистые».

Примерно со второго века до нашей эры и в продолжении первого столетия после Рождества Христова ессеи жили по всей Палестине и на территории Верхнего Египта. В начале христианской эры их община насчитывала около 4000 членов. Основателя общины ессеев называли «Учитель Справедливости». Согласно преданию, прежде он был священником в Иерусалимском храме, где вступил в конфликт с вышестоящими иерархами, принадлежащими к секте фарисеев. После чего «Учитель» со своими последователями были вынуждены покинуть Иерусалим. Они ушли в пустыню и основали общину ессеев в месте, которое нам до сих пор неизвестно. Кумран был построен 50 годами позже.

Существует два исторических источника, позволяющие нам отнести ессеев к цепи братств с гностической ориентацией. Во-первых, это описания греко-иудейского философа Филона, жившего в I в. н.э. и во-вторых – события, о которых сообщают свитки кумранских рукописей.

-2

В 1947 г. в одной из пещер вблизи Кумрана, мальчик пастух обнаружил несколько керамических сосудов, в которых находились кожаные свитки. Позднее сосуды со свитками, а также с разрозненными рукописями, были обнаружены и в других пещерах. О принадлежности фрагментов к одному целому можно было частично судить по языку документа- арамейскому, древнееврейскому либо древнегреческому. Важными критериями при исследовании являлись также орфография, вид рукописного шрифта и вид используемого материала – кожа либо папирус. Многие рукописи имели отношение к Ветхому Завету.

Тора служила основой Кодекса законов ессеев, и эти законы они выполняли неукоснительно:

«Никто не понизится в своём месте и не повысится от места, определённого ему жребием. Ибо, согласно святому замыслу, все они будут в Общине истины и добродетельной смиренности, любви к справедливости и доброго ответа по отношению друг к другу; и все они будут сынами вечного Союза». (Извлечения из Устава Общины ( I QS I-II))

Свои Правила Чистоты ессеи также вывели из Торы. Один пример касается ритуала очищения посредством погружения в воду. Это очищение необходимо было совершать ежедневно не менее двух раз, перед совместной трапезой.

Глиняные кувшины в которых хранились Кумранские свитки
Глиняные кувшины в которых хранились Кумранские свитки

Кумран ( ныне Хирбет-Кумран, холм с руинами на северо-западном берегу Мёртвого моря) был разрушен римлянами в 68 г. н.э. Комплекс убежищ служил своего рода академией или духовным убежищем. Члены общины погружались здесь в чтение традиционной литературы. Ряд книг был написан прямо здесь, были обнаружены скриптории (помещения в общинах и монастырях, служившие местом хранения и переписывания рукописей). Химикаты, необходимые для обработки кожи и папируса, добывали из Мёртвого моря. На берегу Мёртвого моря находились заросли тростника, из которого плели циновки и делали кровли.

Ессеи считали время, в котором жили, периодом испытаний и очищения. Человек должен был сделать выбор: те кто хотел принадлежать к «Общине Спасения», должны были строго следовать своим жизненным правилам, стремится к чистоте и стойкости.

Для современного искателя Истины это учение имеет множество ценных точек соприкосновения при условии, что он не будет пользоваться какими-либо внешними критериями, но освободится от понятий той эпохи и от всех свойственных им ограничений. Человек 21-го столетия сосредотачивается не на процессе физического очищения, а на пути внутреннего освобождения, переходящего в процесс Преображения.

Извлечения из Гимнов ессеев (I QH I- IV): «Ничто не делается без Тебя, и ничего нельзя познать, если Ты этого не пожелаешь. Я знаю об этом благодаря исходящей от Тебя мудрости, ибо Ты открыл мне уши для чудных тайн».

« …и в сердце(его) Ты вложил понимание того, что он может открыть источник знания для всех людей, имеющих дар постижения».

«Благодарю Тебя, о Боже, за то, что Ты освободил мою душу из плена и поднял меня из адской трясины к вершине мира.

Благодарю Тебя, о Боже, за то, что Ты осветил мой взор светом Твоего Завета. Каждый день я взыскую к Тебе, и всегда Ты светишь мне ясным светом зари».