Найти тему

5 признаков мужчины, который разобьёт ваше сердце

Оглавление
Лиза Питеркина - писатель-популяризатор психологии, член Союза профессиональных литераторов России, теле- и радиоведущая, топовый блогер Сноб.ру, автор более 10 книг о психологии отношений, консультант по проблемам отношений мужчин и женщин
Лиза Питеркина - писатель-популяризатор психологии, член Союза профессиональных литераторов России, теле- и радиоведущая, топовый блогер Сноб.ру, автор более 10 книг о психологии отношений, консультант по проблемам отношений мужчин и женщин

“Он орёт, унижает и поднимает руку, но я его люблю”, - рассказывала мне Евгения, стыдливо отворачивая от меня красную щёку со следом удара. Капилляры не выдержали и полопались, а Женя выдерживает и гордится этим. Гордиться болью - не самое адекватное отношение к жизни. Выдерживать насилие - тревожный симптом серьёзных проблем. Но Женя в браке уже 15 лет. Стерпелся, слюбился. Хотя никакой любви в этих отношениях нет и в помине, есть зависимость.

Женя кажется на первый взгляд барышней с ясным умом и убедительно рассказывает о том, как её затянуло это болото. Иван, будущий муж, не был мужчиной её мечты, поначалу даже не произвёл впечатления. Но он так настойчиво и упрямо ухаживал, что Женя начала получать удовольствие от шквала заботы и внимания. Шквал закончился почти сразу после свадьбы словами “теперь ты моя, и я могу с тобой делать всё, что хочу, а ты должна слушаться”. И отношение к жене было такое же, как к собаке: муж держал её на коротком поводке, выгуливал регулярно, дрессировал и наказывал за невыполнение команд, непослушание и невольные огрехи.

После первого удара об острую грань шкафа в результате сильного толчка Женя решила уйти. На крики и вопли откликнулась соседка и пару часов уговаривала простить Ваню, потому что “парень хороший, дурит только по пьянке”.

Тревожные звоночки были задолго до свадьбы, но подарки и опека во время конфетно-букетного зомбирования, затуманили сознание. Женя рассказала мне, какие признаки беды замечала с первого свидания. Если бы она доверяла предчувствиям, а не гнала подозрения прочь и не слушала “доброжелателей”, всё могло быть иначе. Перескажу 5 признаков опасности, которые услышала от Жени, со своими комментариями эксперта по психологии.

Признак первый -  попытки “влезть под кожу”

Иван силком выпытывал очень личную информацию об отношениях с родственниками и подругами. Эти детали могли быть достоянием только самих участников отношений, но Иван демонстрировал оскорбление, если что-то казалось ему попыткой скрыть тайну. “Если ты мне не доверяешь всё, что знаешь, ты меня не любишь” - такая манипуляция стала оружием будущего мужа. Чтобы урезонить мнительность и подозрительность Ивана, Женя сливала ему всю подноготную, и свою, и чужую. С точки зрения психологии, это взлом личных психологических границ.

Даже в самых близких супружеских отношениях всегда должно оставаться личное информационное пространство. И важно понимать, чем важно делиться с супругом, а что должно оставаться за территорией откровенности. Когда у человека нет чёткой границы между “допустимо” и “недопустимо”, он может стать жертвой эмоциональной агрессии и оказаться информационным заложником партнёра. Узнав о деликатных секретах Жениной родни и подруг, Иван спекулировал этой информацией при каждом удобном случае и грозился открыть семейные тайны тем, от кого они тщательно скрывались. Никаких границ между “моё личное дело” и “не моё дело” у Жени с Ваней не было.

А на самом деле “скрывать” и “осознавать границы допустимого” - два разных понятия.

Признак второй - манипуляции

Кроме шантажа и вытягивания информации, Иван не гнушался принуждением к тому, чего Жене категорически не хотелось. Он буквально всеми правдами и неправдами заставлял её звонить своим родственникам. “Теперь мы одно целое, мы должны держаться вместе, ты теперь часть нашей семьи, люби, уважай и почитай моих родных”, - как мантру повторял потенциальный супруг.

В психотерапии потребность быть одним целым считается психоэмоциональным нарушением и носит название "конфлюэнция", а говоря простым языком, "слияние". Когда супруги живут в слиянии, они становятся эмоциональными алкоголиками, зависящими друг от друга. А выход из такого слияния кажется равносильным смерти.

Никакого уважения к запойному отцу Ивана Женя категорически не могла почувствовать, но под нажимом мужчины, казавшегося любимым, звонила и благодарила невменяемого алкоголика за прекрасного сына. Текст благодарности, разумеется, был согласован с самим сыном, то есть, с Иваном. Женя чувствовала манипуляции, но пыталась себя убедить, что ей просто показалось.

Недоверие к своим чувствам - опасное качество, которое может затянуть в токсичные отношения по самое “мама не горюй”.

Признак третий - ложь

Подвирал Иван на каждом шагу с первого дня знакомства. Про таких говорят “свистит, как дышит”, в смысле, врёт и не краснеет. Грань между откровенным ненаучно-фантастическим враньём и честным словом Вани была настолько ничтожна, что накануне свадьбы она совершенно стёрлась. Женя терялась в догадках, то ли это художественное преувеличение, то ли шутка, то ли хвастовство и самолюбование, то ли желание казаться лучше, чем он есть. Но мысль, что Иван - патологический лжец, Женя гнала поганой метлой. Во время первого объявленного подозрения Ивана во лжи она услышала о себе такое, что не приснится в страшном сне. При каждом удобном случае Ваня умело переводил стрелки, мол, это не я - заврался, а ты сама во всём виновата.

Невозможность быть открытым и потребность искажать информацию для иллюзорной самозащиты - один из признаков созависимой модели поведения. А готовность всё терпеть и прощать - ещё один признак нездоровья в отношениях. Но Женя об этом не знала.

Признак четвёртый - навешивание чувства виноватости

Женя всегда была во всём виновата. И вовсе не потому, что она на самом деле провинилась, а потому, что обвинения сыпались на её голову из уст Ивана, как из рога изобилия. Во всех неприятностях, случавшихся между Женей и Ваней, женщина была виновата по определению.

В том, что случается между женщиной и мужчиной никогда нет одной виноватой стороны, это всегда результат того, что сделали во время контакта двое. Но эмоционально нездоровые партнёры не могут перенести такого напряжения. Поэтому такие личности стараются всячески увильнуть от признания своего вклада в создание общих проблем. Им проще взвалить всю ответственность на партнёра и наслаждаться унижением другого на фоне своей белой пушистости.

С точки зрения психологии, это признак психологической незрелости и неспособности признать свою равную долю ответственности за отношения.

Признак пятый - обесценивание и унижение

Женя рассказала, как однажды случился скандал в автобусе, когда они с Ваней ехали на прогулку в центр города. Женя задержалась на работе, а Ваня не смог пережить пяти минут ожидания. Он начал оскорблять подругу ещё на автобусной остановке и продолжил жёсткую эмоциональную экзекуцию в присутствии 20 пассажиров. Пожилой мужчина не выдержал хамства и матерщины в общественном месте и сделал замечание Ивану: “Молодой человек, у вас такая красивая девушка, она так смиренно терпит вашу брань! Может, вы уже успокоитесь?!” Иван за словом в карман не полез и ответил: “А вам она нравится? Так забирайте её себе, она мне не особо нужна”.

Обесценивание - это тоже один из манипулятивных приёмов, необходимых для повышения собственной значимости того, для возвышения того, кто унижает. Когда реальной значимости нет, её приходится добывать методом эмоционального насилия.

Искреннее признание Евгении

“Я же всё это видела! Ещё до того, как он ударил меня первый раз, было понятно, что он не чурается насилия. Я испугалась, когда Ваня рассказал, как в детстве мучил кошек. Но он убедил, что все мальчики делают это, чтобы стать мужественными мужчинами. А ведь он не чувствовал чужой боли! Ему было плевать на чужие страдания! Он смеялся, когда я рыдала от безысходности, и говорил, какая я страшная и уродливая, когда плачу. Рядом с ним я поверила, что я - последнее ничтожество, которое никому не нужно, кроме него”, - через всхлипы рассказывала эмоционально истерзанная, увядшая и погасшая в свои 40 лет женщина. “Почему ты остаёшься в этих отношениях?” в сотый раз задала я трудный для Жени вопрос. “Наверное, я его люблю”, - ответила Женя. И это самое страшное и опасное для жизни заблуждение, от которого Женя, к сожалению, пока не может освободиться. Пока ещё угроза жизни для неё не так очевидна. Но всё ещё впереди...

P.S. Благодарю свою клиентку Евгению С., послужившую прототипом героини этой публикации, обратившуюся ко мне за помощью и предложившую рассказать её историю. Женя, огромное спасибо за открытость и доверие мне как специалисту, а главное - за готовность поделиться своей коллизией для предупреждения других женщин об опасности насилия. Надеюсь, у нас всё получится!!!