Почему это высокохудожественное произведение обрело к своему 40-летию свой наилучший вид. С очередным юбилеем, наш пушконосный дружок!
Я не люблю определение «легендарный», применяемый к музыкальной индустрии. Слишком много в нём пафосного хайпа, «красного словца», часто ничем существенным не подкрепляемым, как токмо желанием какого-нибудь пишущего автора отхватить свою понюшку славы. Всуе и без толку раздаваемые писаками направо и налево «награды» и подобные высокие эпитеты обесценили это понятие. Читаю я эти вирши на Дзене, в многочисленных музыкальных каналах, энциклопедиях и диву даюсь от перлов типа «Месяц бухали, потом записали свой легендарный альбом». После провокационного вброса-заголовка, как правило, следует весьма банальная история из жизни посредственных бухарей-лабухов, имя коим легион. А что бы произошло, позвольте узнать, коли бы не пили? И вывод из всего этого каков? Да, и к слову, попробуйте основательно приняв «на грудь», сесть хотя бы за руль своего велосипеда. Далеко уедете? Но автору они (эти алкогении) нравятся, и нам всем надо вникать в суть доселе невиданной легендарности. Обычно в таких статьях существенных доказательств гениальности этих лабухов не приводится, кроме резистентности к алкоголю. Поскольку «легендарность» их музыки явно дутая, пусть и подкреплённая, иногда, высоким местом в тогдашних, и личных автора, хит-парадах, потому, я думаю, что такие громкие заявления об очередных «легендах» работают против «музыки, что нас связала».
В противовес этому, темой моего обзора стал действительно легендарный альбом, вескость и авторитет которого сравним с тремя равноапостольными китами, на которых зиждется такой непростой жанр, как прогрессивный рок.
Не верю, что столь сложная музыка сочиняется в пьяном виде. И это был первый аргумент. Второй: легендарность авторов, творческий потенциал исполнителей. Все вместе они – супергруппа (ансамбль из участников, ранее уже прославившихся): Кит Эмерсон (Keith Emerson, keyboards), Грэг Лэйк (Greg Lake, guitars) и Карл Палмер (Carl Palmer, drums).
Их виртуозное владение инструментами и прочие таланты уже давно признаны мировым музыкальным сообществом.
Исполнитель: Emerson, Lake & Palmer "Tarkus"(1971, арт-рок, прогрессивный рок)
Вот и третий тезис: очень нетипичный главный герой – армадилл по имени Таркус. "Tarkus" - это красивая фантазия, это легенда на стыке графики, или, если хотите, «японской» манги, и музыки - махровейшего арт-рока. Главным героем выбрано выдуманное существо – биоробот Таркус – смесь диковинного животного армадилла и танка начала 20 века.
Милый, ну насколько это могут быть урождённые танками карманные динозаврики, Таркус рождается из яйца в результате извержения вулкана и предстаёт антагонистом всему окружающему миру. Не потому что он плохой. Просто, он вынужден это делать в борьбе за выживание в среде под управлением законов джунглей. Такие там, в его мире, правят порядки. И наш герой - совсем не агрессор, это видно по его ограниченной манёвренности. Не торопясь, наш бродяга едет на гусеничном ходу по пустынным ландшафтам и по жизни отбивается от нападающих на него со всех сторон кровожадных монстров.
Вот, собственно, эта манга, сценарий в картинках:
1. Tarkus
i. Eruption
ii. Stones Of Years
iii. Iconoclast
iv. Mass
v. Manticore
vi. The Battlefield
vii. Aquatarkus
Однако я настоятельно рекомендую всем посмотреть документальный фильм о жизни Таркуса от его рождения до превращения в другую форму жизни – Акватаркуса. Пониманию помогут английские субтитры. Наслаждайтесь этой драматической историей и сопереживайте нашему хорошему парню с пушками. Всякий может узнать в нём себя – броненосца по имени ___(впишите сюда своё имя)_____.
Emerson, Lake & Palmer "Tarkus"
И, наконец, четвёртый аргумент, который делает произведение особенной легендой – сопутствующие перипетии. Толчком к созданию одного из главных эпиков ЭЛП стали два обстоятельства. Вначале к Киту пришёл Карл (реально, барабанщик Карл!) с интересной барабанной сбивкой/ритмом и попросил подумать, что из этого можно сделать. И одновременно судьба познакомила Кита с художником, показавшим ему эскизы своих персонажей – Таркуса, Мантикоры с напалмом, стреляющего птеродактиля, кузнечика с ракетной установкой на борту и других героев…
Внимание! Здесь кроется по-настоящему важный аспект творимой легенды. Эти картинки сыграли роль катализатора, запустившего правильную химическую реакцию - идею для будущего музыкально-художественного произведения. В то время во Вьетнаме бушевала война и, потому, эпик приобрёл антивоенную окраску. Художник доработал свои образы и соединил в один нарисованный (как бы комикс, манга) сюжет. Всё бы хорошо, да только третий участник группы – Грэг Лэйк, встретил эту идею без должного энтузиазма. Ему хотелось сделать что-нибудь попроще, поскольку, по его словам,
«что может быть интересного в армадилле?» (с) Грэг Лэйк.
Однако, по мере сочинения пьесы, и не без сложных усилий (до распада чуть не дошло!), удалось-таки уговорить Лэйка приступить к общей работе. Завертелось: отлились стальные броня, пушки/снаряды, и мы получили одну из высочайших арт-роковых вершин - одноимённый эпик под 20 минут и, в придачу, краеугольного «кита» жанра – великолепный альбом. Конечно, для задора внесена толика интриги: на обложке красовалось имя Таркуса, и его цепляющий взор образ. И только любопытный покупатель тянулся к пластинке, чтобы развернуть её и докопаться до названия группы. Очень смелое для второго альбома (подчёркиваю это) маркетинговое решение, не так ли? Поставьте себя на место покупателя того времени. И чем не ещё один кирпичик в стену легендарности?
Вот так 50 лет назад, помалу, шаг за шагом и складывалась великая арт-роковая легендарная история!
Emerson Lake And Palmer "Tarkus" live
Слушать "Tarkus" для меня всегда, с самых давних студенческих лет, было превеликим удовольствием. Трио великих арт-рокеров набирало свою силу и входило в творческий зенит. На этой, их второй по счёту, пластинке зародился концепт для всех последующих классических альбомов «Эмерсон, Лэйк и Палмер» (ЭЛП). Как правило, в них входят один длинный эпик, баллада, несколько ярких арт-номеров с использованием реминисценций из классических произведений и одна-две «дурачливых» вещи в стиле хонки-тонк (Honky tonk). Вот, всё, как здесь! Ко всему этому, этот диск отличает великолепная запись: Эдди Оффорду за неё особая благодарность от нас и от коллектива, посвятившего одну песенку своему инженеру. Are You Ready Eddy?
С появлением 2012 году исследуемого многоканального ремикса, армадилл-пушконосец стал ещё краше и могучее. К счастью, все мастер-ленты сохранились и, даже, больше: Стивен Уилсон (Steven Wilson) дополнил программу данного делюкс-издания бонус-треками, сведёнными как в 5.1, так и в 2.0 и упакованными в диске DVD-Audio со звуковыми дорожками MLP 48/24 5.1, MLP48/24 2.0, DTS 5.1, Dolby Digital 5.1.
Emerson, Lake & Palmer "Bitches Crystal"
Как слышно из пятиканального сведения, миксер применил в качестве «якоря» схему «треугольник», вокруг которого навернул 3D-гарнир. Вершина этого «треугольника» в центре и в нём сидят вокал и барабаны. В углах фигуры, то есть в тылах, расположены подпевки, отражение центрального вокала, разные клавишные инструменты для разных сторон. Тем самым инженер выполнил свои обязательства по части заполнения углов статически сидящими там инструментами. Для придания картине должного объёма, он применил бас и динамические (подвижные) эффекты, выраженные в летающих нотах, сыгранных на синтезаторе. Они разнообразны: круговые, фланговые и тыловые. Звуковая картина приобрела необходимую для 10 баллов вязкость и подвижность. Добавленная в виде бонус трека баллада Oh My Father не уступает в качестве многоканального ремикса. Респект.
Мне думается, что в таком виде, как здесь, в делюксе 2012 года, у нас в руках наилучшее издание «Таркуса» – удалого, навороченного и воинственного броненосца – прямо-таки вашего альтер-эго, и с артиллерией разного калибра, на гусеничном ходу: жизнь - борьба за выживание!
Помимо сопутствующих аудиоматериалов и мемуаров, в этом издании, наконец-то, появился собственно и сам комикс в цветном исполнении, игнорируемый на ранних CD-изданиях. Похоже, что он также дал и название собственной звукозаписывающей компании ELP «Мантикора» (Manticore).
Слушайте превосходную музыку в превосходном качестве!
Другие многоканальные альбомы Emerson, Lake & Palmer в 5.1:
- Emerson Lake & Palmer "Brain Salad Surgery" DVD-Audio
- Emerson, Lake & Palmer "From The Front Row… Live" DVD-Audio
- Emerson, Lake & Palmer "Brain Salad Surgery" 3CD + DVD-Audio + DVD + LP
- Emerson, Lake & Palmer "ELP" DVD-A 5.1: Без двух мойр и «Танка»…
Полную версию обзора ищите на моём тематическом сайте.
Σ = 10
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Caravan "In The Land Of Grey And Pink" Dolby Digital: Серо-розовый мир в 5.1
King Crimson "In The Wake Of Poseidon" DVD-Audio 5.1: Прощание к Грегом Лейком
Hawkwind "Warrior On The Edge Of Time" DVD-Audio 5.1: Воин на распутье
The Alan Parsons Project "Eye In The Sky" Blu-ray 5.1: Всевидящее око. Может, Будды, а может, и Брата.
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: что будет, если найти себя
Jethro Tull "Benefit": Вся выгода в DTS 5.1!
Gentle Giant "Octopus" Blu-ray 5.1: Доказано, что осьминоги разумны..!
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Gentle Giant "The Power And The Glory" Blu-ray 5.1: Мощь и слава многоканала!
2033: Styx "The Mission" в 5.1: на Марс и обратно!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке и обязательно посетите мой тематический сайт Audiodisc.info, посвящённый этой теме, а также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!